3017-й...

Константин Жибуртович: литературный дневник

- Вот ты и дорос до фантастики, к которой всегда был равнодушен - съязвил мой близкий приятель, посидеть с которым удается не чаще раза в месяц.


- Да нет, я пишу не фантастику. Скорее - утопию и антиутопию одновременно. Никаких "космических саг" и пришельцев в скафандрах. Цивилизация, жизнь, люди, отношения... в 3017 году. Мировая История за тысячелетие, куда автор произведения попадает из своего 2017-го, пришедшая во сне.


Потом рассказал ему завязку и кратко передал суть с финалом. О людях через тысячу лет и государственном устройстве - тоже.


- Знаешь, какое самое страшное слово для литератора? - ответил он. - НЕИНТЕРЕСНО. Так вот, я (не имеющий никакого отношения к литераторству) эти 5 минут слушал тебя взахлеб. Только "не гони" сроки, работай над текстом и диалогами.


- Я так и делаю. Сижу и шлифую. Работы - непочатый край. Никогда так не пахал над прозой. Может, только в единственном (пока что) большом произведении - Машенька.


- И сценарий никому не раскрывай. Напишешь - продашь Бондарчуку и решишь все финансовые проблемы :)


- Ты ёрничаешь, но я скажу: там диалоги, неприемлемые для "поколения формата 3D". Это (если вообще кого-либо однажды заинтересует) только для режиссеров старой школы, а их осталось единицы - Кончаловский, Сокуров... Меня более волнует не мифический успех, а то, как словом выразить и передать суть без малейших искажений. Я теперь даже на работе имею под рукой ручку и блокнот. Раньше обходился "жестким диском" памяти. Но тут... действительно, ощущение, что пишу Главное Произведение в прозе - о личном и общественном одновременно. И страшно боюсь одного - не выразить, не передать. Что просто не хватит - таланта, кругозора, сугубо литературных навыков. И сам же окажусь недостоин собственной идеи.


- У тебя руки чешутся, глаза горят - я вижу. Значит, все получится.


- Не знаю. Не факт... У моего любимого Маккартни так чесались руки воплотить She`s leaving home, что он не смог подождать всего-то пару дней - пока Джордж Мартин, дока в классической музыке, вернется из отпуска. Джордж слегка обиделся, но потом дал пару бесценных советов по аранжировке. А я не Маккартни :) И Мартина рядом со мной нет...



***


Потом пообщался с уважаемым мной литературным критиком, не раскрывая суть нового романа (как в разговоре со старинным приятелем). Проблематика диалога была профессиональной: стоит ли вплетать в текст стихи - эпиграфом к главам, или как размышления автора.


- Знаешь - написал он - вопрос, как всегда, диалектичный. Пастернак делал это, и очень органично, абсолютно естественно. Но это - риск. Риск хождения по тонкому весеннему льду. Или - как у тенора, берущего сложнейшую партию: чуть сфальшивишь - и весь зал мигом услышит.


- Хорошо - ответил я ему - буду думать...


Вот об этом и прошу Творца в дни Великого Поста. Чтоб хватило времени, сил, здоровья и вдохновения завершить главный (пока что) литературный труд. Других просьб (кроме здоровья и спасения родных и близких) - нет...




Другие статьи в литературном дневнике: