Про Это, или как вы могли...

Константин Жибуртович: литературный дневник

"Секс! Неприкрытый, почти животный секс во второй главе вашего нового романа! От кого угодно, но от вас я этого точно не ожидала! Простите, но отписываюсь от этой пошлятины, вместе с тем от души желая творческих удач..."


Вот такое краткое "послание" я получил вчера от одной из своих подписчиц. Что ж, спасибо, что не сочла "озабоченным" :)


Вот что, други мои. Это не самоадвокатствование, а взгляд автора - на вещи, суть, людей - да и сам контекст, в который попали совершенно конкретные герои моей - утопии и анти-утопии - одновременно.


Ни один литератор не должен бегать от острых, в том числе, - интимных тем, если они неизбежны из развития самой фабулы, сюжета. Думаю, в схожей ситуации главных героев иначе повёл бы себя один процент людей (не стану нудно объяснять - кто пожелает - прочтет сам главы из 3017-го).


Более того, для полного раскрытия проблематики, "морали" примерно 10-ти глав романа интимные сцены - неизбежны. Они не самоцель (уж в этом-то меня заподозрить сложно), а естественное событие в процессе развития отношений двух (ещё раз - живых людей в конкретике ситуации).


Касаемо пошлости... Для меня это слово (аналогов которому, как подметил Набоков, нет ни в одном языке, кроме русского) - вовсе не синоним взаимострасти героев. Пошлость - это елей, приукрашивание, сглаживание и, в конечном итоге, - литературная неправда, превращающаяся в ту самую литературщину, безнадежно оторванную от жизни. В гламурно-прилизанных биографиях куда больше пошлости, чем в сексуальных сценах влюблённых.


Я как-то задумался: за что так ненавидят Светлану Алексиевич многие патриоты-державники? Ведь в ее документальных хрониках о страшной войне подвиг родного народа отображён убедительнее, чем в "идеологически выдержанных" романах...


За то и ненавидят. Вместо "богоизбранного" вождя с мудрыми генералами и "духовными отцами" солдатам, хроник бесконечных побед - беспощадно-правдивая документалистика, неприкрытая правда, которую выдержит не всякое елейно-зашоренное (ради личного самоуспокоения, а вовсе не из любви к Родине) - сознание.


Я пишу не о войне - и никогда не стану писать о том, что не пережил, не "потрогал руками" - сам. Но суть литераторского подхода, вне зависимости от частности и глобальности проблематик - меняться не должна.
В "Машеньке" не случилось ни единой любовной сцены ровно потому, что в той фабуле её и не могло быть - до того момента, как я поставил точку. А вовсе не из "стеснительности" - в чём (тогда) подозревали автора этих строк :)


А тут - совсем иные - и ситуация, и проблематика.


- Плох тот литератор, который боится всякой критики - подбодрил меня однажды Эмиль Сокольский.
Я дополню. Критикуйте (разочаровывайтесь, отписывайтесь) сколько угодно. Я всё равно не сверну - отображу ровно то, что хочу донести до читателя, и так, как я это вижу.


Простите, если кого-то по-человечески обидел или разочаровал...




Другие статьи в литературном дневнике: