***

Константин Жибуртович: литературный дневник

Умнейшие люди вчера вели диалог в комментах на курайнике. Вздрогнул несколько раз от родства душ. Это именно то, что сам много раз пытался сформулировать и донести...


***


- Наша церковь - церковь перекошенной доктрины "святых отцов", вот в чём беда. Смирение в ней превратилось в отрицание самого совершенства. У нас запрещено думать, что ты можешь иметь добродетели. Мы находимся во власти ложного представления о Боге, как требующем от человека только жертвы, покорности и послушания, и смирение при таком отношении становится враждебным нравственной жизни. Что удивляться, что большинство мирян стали незаметно для себя культивировать идеал безгрешного ничтожества или смиренного пофигизма?


Мне за 18 лет в церкви никто не сказал о добродетелях. Исконное предназначение человека - всё же не смирение, а "возделывание земли". Преображённый Богом человек должен творить - и свою личность, и мир Божий, у нас же "святые отцы" проповедуют смирение до могилы. Мы в чём-то здорово ошибаемся...


В чём мы развиваемся и куда? У нас одно покаяние. Оно предписано, но кроме него - ничего. Как должна строиться духовная жизнь после очищения души покаянием? Никак. У нас считают, что ты никогда не можешь быть очищен, ты изначально греховен и грешником останешься до могилы, что, между прочим, хула на Таинство Исповеди. У нас тебя из-под епитрахили посылают ... каяться.


Это подмена духовной жизни одним ее этапом, он экстраполируется на всю духовную жизнь. В итоге - мрачная картина превращения человека из твари грешной в тварь полностью ничтожную и горестно обречённую. Как в арабской казни - чуть высунул голову из бочки с нечистотами, получи по темечку колотушкой. Но это, если назвать вещи своими именами, означает, что мы в заблуждении.


Мы ищем грехи у католиков, считаем их прельщёнными, сами - в той ещё прелести. Если они - в дурной гордыни, мы - в дурном смирении. Мне в первый раз это бросилось в глаза ещё при чтении архимандрита Лазаря "Покаяние последних времён". Показалась странной предписанная бессмысленная и дурная бесконечность вечного покаяния - без устремления к Богу, без апостольского дерзания... Подумал, что юн и мало понимаю. Но с годами понимание бессмыслицы только усугубляется. У нас получается... снова надо грешить, чтобы снова каяться...


Для баб находится кумир-идеал - батюшка, да чудо-тайна - авторитет. Это не управленческая схема, скорее род психической зависимости.


При этом, мы и мысли не допускаем, что наш "особый путь" может оказаться просто ересью, в лучшем случае - искажением веры. На это истинного смирения не хватает. Мы всегда смиренно правы. У нас несмиренно только что-то делать ради Господа. В итоге мы - смоковница бесплодная. Воспитывается не христианин, который готов на смерть ради своего Бога, а жалкое, ничтожное существо, придавленное тяжестью своих бесконечных грехов, не дерзающее абсолютно ни на что, и потому - полное ничтожество в Духе. Наше смирение полностью исключает любое дерзание и оборачивается нравственным идиотизмом, когда в изнасиловании или убийстве винят изнасилованную или убитого. Приехали...



- Ну, так в этой обезличивающей парадигме привязываются к человеку не как к личности, а как к функции, позволяющей самому окончательно сделать свою духовную жизнь механистичной, а себя - механизмом "простите, благословите"...


Личность, являющаяся носителем опыта дружбы с Богом - не нужна в этой схеме. Ищут "прозорливых", способных полностью снять ответственность за свою жизнь - ибо свобода требует творчества, дерзновения, святости (раз уж ты христианин).



***



PS


- Каким бы я ни был, у меня один запрос ("дерзновение" - на вашем лексиконе). Я хочу дружить с Творцом, а не сидеть под столом, опасаясь Его грома и молний.


- Это может стать обольщением, ведущим к пожизненной прелести. И всё твоё творчество - НИЧТО пред Ним...


- Пусть так. Но всякий истинно любящий родитель искренне радуется даже каракулям своего дитя - пускай ребёнок и не владеет пока - ни грамотой, ни искусным слогом.


- Не всякое творчество - от Бога.


- ?!?! Лукавый лишь искажает и паразитирует. Цветаева однажды изрекла, что всякий талант - талант, даже если он "не от Бога". А от кого же тогда?! У неё всё там путано очень.


- Без смирения нет и не будет - ничего.


- Только не такого "смирения", когда бесконечно упиваешься своим недостоинством. Конечно, грань между удовлетворением от результатов труда и самолюбованием очень тонка, можно и не заметить. Но самолюбование для всякого неглупого человека - лишь привал в пути. Посидел, передохнул, позволил себе эту слабость. А потом - загорелся новым творением. И - в путь. Только законченный дурак навсегда останется сидеть на этом "привале"...


(черновик из моего неопубликованного рассказа)




Другие статьи в литературном дневнике: