Совок

Константин Жибуртович: литературный дневник

Интересные всё-таки люди т.н. «почвенники». Одно из интеллектуальных развлечений - преувеличивать второстепенное (если это идёт вразрез с их «единственно верными» взглядами) и иронично отмахиваться от того, что вовсе не изжито, вне зависимости от количества лет и названия страны.



Сергей Худиев (из facebook):



Читаю, для расширения сознания и кругозора, порохоботов, все страшно ненавидят совок. В России такое было где-то в самом начале 1990-х, когда люди поняли, что провели годы жизни внутри неудачного социального эксперимента, и сильно досадовали на этот факт. Но с тех пор прошло почти тридцать лет - бежать из совка уже бессмысленно, нет его, занесён песками истории. Уже не острая обида на партию, а лёгкая ностальгия «как молоды мы были».


А тут люди как будто опасаются, что Путин посадит их в машину времени и отправит строить коммунизм. Он с таким же успехом может отправить их в древний Египет, пирамиды строить - а люди так отбиваются от совка, будто он им грозит. Дети тех, кто родился в последний год СССР, уже пошли в школу, а люди всё с совком воюют.



***



Это Совка-то нет?


Когда тебя спрашивают «а вы от кого?», безотносительно твоей профессиональной компетенции.


Когда недостаточно приходить вовремя и хорошо делать свою работу, потому что «ценный сотрудник» – тот, кто вступает в «душевные» отношения с начальством и «дружным» коллективом; все должны всё про тебя знать, иначе ты «нелюдим», а то и «нерусский». А ты, братец, не обессудь, если иногда хамят и «дружески» посылают от большого неравнодушия.


Когда по зомбоящику некое «авторитетное лицо» считает себя вправе пускаться в обобщающую патетику – «мы, с нами, нам», хотя никто не уполномочивал его произносить нечто от своего имени.


Когда нет осознания – хоть в светской жизни, хоть в религиозной – что никакой «коллективной ответственности» не будет, и тихонько постоять в сторонке, свалив всё на «духовное лицо», социум, времена, эпоху и (обязательно!) Америку – не получится.


Когда инфантильная фраза Достоевского о народе («Полюби ты не только меня, полюби ты всё моё») и есть негласный принцип как стать «своим»: полюби «моё» (вне зависимости от личных вкусов, взглядов и принадлежности «моего» к Истине). При том, что любви требовать невозможно: это всегда дар и милость.



Если Сергей Львович Худиев зарабатывает на жизнь фрилансом или читая богословские лекции в комфортной аудитории единомышленников – я искренне рад за него. Потому что он, в самом деле, не ощущает Совок – и слава Богу.


В обыденной жизни с Совком приходится не «воевать», а обороняться от его вторжения в индивидуально-личное пространство. И дата распада СССР (в данном случае) не имеет никакого значения.



Другие статьи в литературном дневнике: