Из откликовПоймала себя на мысли. Что я делаю со вчерашнего вечера? То есть до сна и с утра сегодня. Пою песенки из мюзикла Нотр-Дам де Пари. Я не была в соборе. Но знакома с ним через другой бессмертный шедевр. Конечно, имею в виду роман Гюго. Мюзикл, кстати, тоже шедевр в своем жанре - и мелодический, настоянный на терпких ароматах прованских трав, и драматургический. Те, кто читал роман, могут оценить, как бережно и точно отражены в драматургии мюзикла все ключевые элементы сюжета, если не считать пошловатой романтизации капитана Феба. У Гюго Феб - заурядный солдафон. Собор, таким образом, обессмертен дважды. Бытие собора в искусстве, возможно, даже важнее истории. Гюго правильно написал: трагедия, разразившаяся в стенах собора в 15 веке, отразила столкновение уходящей средневековой культуры и новой, ренессансной, переходящей в Новоевропейскую. Об этом - несложившийся союз клирика и певуньи. В умах современников историческая ось, как видно, снова прошла через готическую базилику. Реакции в ФБ на это событие многогранны и порой погранично неожиданны. Кто-то толкует про путы Средневековья - мол, туда и дорога. Кто-то про закат гей-Европы. Кстати, вполне очередной закат. Кто-то даже стишки намахал про предзнаменования на этот счет. А один наш священник, эвона, католиков каяться призывает... Вот что тут сказать. Не новость, что среди людей пишущих, работающих в интеллигентных профессиях, много идиотов; и то, что много психов вокруг. Жизнь непростая в России, не все выдерживают. Так что, видимо, весенним обострением можно объяснить экзальтированные вопли о конце европ и т.п. Собор, не сомневаюсь, отстроят. В 21 веке это кажется чем-то из ряда вон выходящим: пожарище. Но на самом-то деле нет. Сколько раз горела Москва? Живем дальше. Уже вчера на восстановление Собора пожертвовали огромные суммы. Это и есть культура. Может, кто подскажет, что и кому жертвовали скрепные олигархи? Мне, к сожалению, на глаза попадалось другое - заметка, как чиновники обобрали пару лет назад реставрационные работы в Питере. Собор, с уцелевшим, кстати, алтарем, сердцем храма, естественно, восстановят. И через тысячу лет современные работы будут смотреться как памятник культуры 21 века. Жаль, правда, в будущее уплывет и неискоренимая пошлость людская.
© Copyright: Константин Жибуртович, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|