Нотр-Дам де ПариОчень грустно. Я сейчас правлю набело и выкладываю раз в неделю большой роман, действие которого начинается, как раз, в Париже конца 30-х годов минувшего века, в канун Второй Мировой. Когда этот замысел только созревал (сентябрь 2017 года) изучал историю Франции 30-х годов, историю французской журналистики, любовался живописью о Париже. Да и предки мои по мужской линии (корень фамилии – Zhibur) из Франции, до того как постепенно обрусели уже в XIX веке. В Нотр Дам де Пари я никогда не был, но читая Виктора Гюго, очень хорошо представлял – и Собор, и ту эпоху прежней Франции. А главное – людей. Пожар 15 апреля – это, конечно, одна из гуманитарных катастроф, что имеет отношение к подлинно христианским, а значит и культурным ценностям человечества. Собор, не сомневаюсь, восстановят, но он уже никогда не будет прежним. И найдутся (уже нашлись) те, кто начнут эксплуатировать случившееся в пошлых геополитических целях и ради навязывания исключительной правоты своей веры. Да ещё с притянутыми за уши толкованиями из Иоанна Богослова о «символичных знаках» и «посланиях заблудшей Европе». Впрочем, до бессовестных политических спекулянтов и бесноватых религиозных сектантов мне дела нет. Эта возня стихнет со следующим громким инфоповодом. И память о прежнем Соборе, конечно, останется. Но человек нуждается – не столько в утешении, сколько в ощущении не напрасности лучшего из Прошлого. В этом смысле, мне очень созвучны слова Андрея Десницкого из книги «Островитяне»: – Однажды исчезнут из памяти наши имена, – отвечает она невпопад, – погибнут твои витражи, рухнут церкви, сгорят дома. Забудутся имена великих святых, их истории исказят до неузнаваемости. Что останется тогда? И к чему оно нынче было?
© Copyright: Константин Жибуртович, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|