Как элиты читают ПушкинаГлавной нитью «Дубровского», по словам Алексея Кудрина, является судебная тяжба между двумя помещиками, где Троекуров в ходе рейдерского захвата забирает у соседа имение. Эта история повторяется до сих пор, сказал Кудрин.
В прошлом сентябре написал заметку как раз о «Дубровском». И тех вещах, которые жутко неудобны в романе сегодняшним «элитам». ***
2) Пушкин безошибочно предсказал не только две революции начала ХХ века, но и вывел их механизм. Революция всегда начинается с конфликта элит (Троекуров – Дубровский). И при всей бессмысленности и беспощадности русского бунта, прямую вину за него несут те, кто к нему вынудил (вынудил, а не допустил, тут важное различие!). 3) Блестяще выведенный Александром Сергеевичем Троекуров бесконечно далёк от картонных злодеев-персонажей. Не трус. Не глуп, подчас – весьма проницателен. Сребролюбив - но это, вообще, главный порок знати и духовенства. Жесток, но питает сентиментальную слабость к старинному приятелю и дочери с сыном, а также этому странному «французу». Но всё это – до поры до времени, пока властолюбивое Эго Троекурова не сталкивается с противоречиями (тем более – прямым протестом и несогласием) даже близких и симпатичных ему людей. По сути, Троекуров, – собирательный образ российской власти, когда менялись декорации, но не суть. И Пушкин знал, конечно, что пройдут века, но научиться на своих же ошибках она не сможет. В этом смысле, финал символичен: слепое исполнение Буквы Закона под прикрытием религиозности (хотя, вера и дух там и не ночевали) за пару минут навсегда калечит жизни Владимира с Машей. «Оставь надежду всяк, сюда входящий»… © Copyright: Константин Жибуртович, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|