О том, что унизительно

Константин Жибуртович: литературный дневник

Нет, я давно привык читать, что в правительстве РФ не нужны интеллектуалы (Чаплин), а в церкви – интеллигенция (Худиев). Тем не менее, вот этот фрагмент из как бы благочестивой статейки на Радонеж замечательный:


«Улетевший было ум прилетает обратно, и человек может обратить горькие упреки к тем, кто его “поддерживал” - что ж вы меня в яму-то пихали, когда я был пьян? Ну я был пьян, но пихать-то зачем?


Это часто происходит (по милости Божией) еще до смерти, человек приходит к финалу в покаянии - но может и не прийти, тогда цель бесов будет вообще достигнута. И вот перед тем как пихать пьяного в яму, надо подумать о том, а стоит ли петь в этом хоре Общества Добровольных Помощников Бесов.


Потому что подлинный человек - это не человек в момент помрачения и дурной страсти, а тот человек, который стоя на пороге вечности, спросит у нас - где вы были, когда я разрушал свою жизнь и жизнь других людей? Почему вы не попытались меня остановить? Почему вы подталкивали меня на пути, на котором я мог обрести только временное и вечное несчастье?»…



Повторюсь, совершенно замечательно и в личный цитатник. Человек – это такая слепая и безвольная рохля, которую регулярно должны наставлять более мудрые товарищи. Он, при этом, проживёт чужую и, скорее всего, чуждую жизнь, но не оступится. Законченная декларация инфантилизма, возведённого во христианскую добродетель.


На самом деле, человек вправе надеяться, что в сложных жизненных ситуациях ближние и близкие ему помогут. Подскажут и выручат. Проявят себя подлинными христианами. Но этого может и не случиться, безотносительно степени родства и дружбы. Другой может также заблуждаться, не видеть выход, а то и (увы) банально преследовать личные интересы, идущие вразрез с твоими.


Именно поэтому, для обретения головы на плечах, нет ничего насущнее, чем стать self-made, как это именуют на Западе. А это путь сложный и выходящий за рамки церковной ограды. Но свой ум тебя точно будет, как и своя жизнь. И тогда ты безошибочно поймёшь, кто ты – православный, католик, атеист, деист или агностик. И, безотносительно вывески, станешь личностью, способной не только брать от веры, но и самому помочь ей и собратьям.


Обвинения (именно, что обвинения!) в адрес окружающих – не помогли, не подсказали, из-за вас, «нечутких» я и стал таким – для меня граничат с какой-то блатняцко-уголовной жалостью к себе самому. Мол, я-то «хороший», но среда, отчим, подельник Васька и злые мусора толкнули на неверный путь, а маманя не уберегла блудного сыночка.


Это совершенно унизительно для человека, где бы он ни рос. И перенос вопроса из светской сферы в духовную делает такой подход унизительным вдвойне.


Но, в самом деле (возвращаясь к началу заметки). Такой церкви не надобны – ни бердяевская свобода духа, ни чеховские рефлексии, ни огромный кругозор Шмемана.


Как и любая подлинная личность.



Другие статьи в литературном дневнике: