О том, что унизительноНет, я давно привык читать, что в правительстве РФ не нужны интеллектуалы (Чаплин), а в церкви – интеллигенция (Худиев). Тем не менее, вот этот фрагмент из как бы благочестивой статейки на Радонеж замечательный: «Улетевший было ум прилетает обратно, и человек может обратить горькие упреки к тем, кто его “поддерживал” - что ж вы меня в яму-то пихали, когда я был пьян? Ну я был пьян, но пихать-то зачем? Это часто происходит (по милости Божией) еще до смерти, человек приходит к финалу в покаянии - но может и не прийти, тогда цель бесов будет вообще достигнута. И вот перед тем как пихать пьяного в яму, надо подумать о том, а стоит ли петь в этом хоре Общества Добровольных Помощников Бесов. Потому что подлинный человек - это не человек в момент помрачения и дурной страсти, а тот человек, который стоя на пороге вечности, спросит у нас - где вы были, когда я разрушал свою жизнь и жизнь других людей? Почему вы не попытались меня остановить? Почему вы подталкивали меня на пути, на котором я мог обрести только временное и вечное несчастье?»…
На самом деле, человек вправе надеяться, что в сложных жизненных ситуациях ближние и близкие ему помогут. Подскажут и выручат. Проявят себя подлинными христианами. Но этого может и не случиться, безотносительно степени родства и дружбы. Другой может также заблуждаться, не видеть выход, а то и (увы) банально преследовать личные интересы, идущие вразрез с твоими. Именно поэтому, для обретения головы на плечах, нет ничего насущнее, чем стать self-made, как это именуют на Западе. А это путь сложный и выходящий за рамки церковной ограды. Но свой ум тебя точно будет, как и своя жизнь. И тогда ты безошибочно поймёшь, кто ты – православный, католик, атеист, деист или агностик. И, безотносительно вывески, станешь личностью, способной не только брать от веры, но и самому помочь ей и собратьям. Обвинения (именно, что обвинения!) в адрес окружающих – не помогли, не подсказали, из-за вас, «нечутких» я и стал таким – для меня граничат с какой-то блатняцко-уголовной жалостью к себе самому. Мол, я-то «хороший», но среда, отчим, подельник Васька и злые мусора толкнули на неверный путь, а маманя не уберегла блудного сыночка. Это совершенно унизительно для человека, где бы он ни рос. И перенос вопроса из светской сферы в духовную делает такой подход унизительным вдвойне. Но, в самом деле (возвращаясь к началу заметки). Такой церкви не надобны – ни бердяевская свобода духа, ни чеховские рефлексии, ни огромный кругозор Шмемана. Как и любая подлинная личность. © Copyright: Константин Жибуртович, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|