Осторожно, субъективно!В блогосфере новость о фресках нового храма вооружённых сил РФ обсуждается чуть менее живо, чем сериальчик, в который вляпалась Чулпан Хаматова (соитие в мечети – узнаю новаторское решение талантливой российской режиссуры и смотреть эту пошлятину не собираюсь, конечно). Но дело в том, что в формате современной агрессивной как бы журналистики новость о возведении этого храма – не новость. Новость – это когда воскресает Лазарь, Мария Египетская превращается из блудницы в святую, раскаявшийся миллиардер жертвует огромную часть состояния на благотворительные программы. А в контексте вектора РПЦ новостью стало бы то, что в центре экспозиции храма – Христос и миллионы павших, часто безымянных воинов, превозмогших эту страшную войну и приблизивших победу. А здесь всё логично и без шанса на сенсацию. Когда старец Илия освящает памятник Иоанну Грозному, предавая память митрополита Филиппа, а рядом стоят хирурги, прохановы, прилепины и прочие демиурги – вопросов нет. Это даже не Византия эпохи упадка, это позднебрежневский СССР с риторикой мифологизации, что неудивительно: юность и молодость нынешних вип-персон РПЦ пришлась на те времена. Сталин тут не просто ожидаем, он одна из несущих конструкций гибридной православно-патриотической идеологии. По совокупности, начиная с событий 2012 года, глас РПЦ и её официальных спикеров уже давно стал для меня не авторитетен и безразличен. Согласитесь, кто-то вправе позиционировать себя носителем истины и апостольской преемственности; не меньшее право другого человека – отстраниться, оставив кого-то наедине со своими заблуждениями, несоответствиями и ни в чём не переубеждая. Вся внешняя жизнь РПЦ давно утратила для меня какое-либо житейское значение, не говоря уж о сакральных смыслах, и мне сложно понять, отчего такая непоправимая трагедия – не иметь возможность раствориться в массе прихожан в пасхальную ночь, пробиваясь сквозь кордоны полиции. Это, к слову не свидетельство неприязни автора строк именно к РПЦ: ровно тот же принцип я исповедую и в отношении всех лит. объединений и тусовок более пяти-семи человек. Кухонное одиночество – не только куда более честный, но и полезный – что для творчества, что для укрепления веры – путь. Христианство начинается там, где бродяга-философ тихонько въезжает в имперский град на ослике, хотя мог бы мановением руки ниспослать себе роскошную колесницу. Где Он (вселенский архипастырь!) смиренно омывает ноги недостойным Его ученикам. А ещё, оно начинается там, где всё кажется совершенно безнадёжным, но ты, как бы случайно, открываешь, к примеру, дневники пресвитера Александра Шмемана. Но если кому-то насущно не содержание, а лоск обрядов, не дневники, а жития – их право. Только, не нужно спорить. Тем более о том, что новостью не является.
Когда ты (прекрасно зная о деяниях палача) любишь использовать его аки электрошокер для ненавистного либерасья, однажды палач является – и не к ним, а к тебе. Вы же теперь соратники, и пора бы ему увековечить себя во храме в виде фрески. Ибо, помимо личностных качеств тов. Сталина, есть же объективные экономические и политические показатели СССР в эпоху вождя. Когда ты мыслишь именно так, полный комплект мерзавцев, в сравнении с которыми Бал у сатаны Булгакова детский утренник, тебе обеспечен наяву, и очень скоро. PPS: «...из Истории страницу эту вырвать мы не можем и не отдать память тому человеку, который во многом служил этой Победе, мы тоже не можем. Поэтому скрепя сердцем мы это сделали» – протоиерей Леонид Калинин о мозаичном портрете И.В. Сталина в строящемся Храме РПЦ. День спустя ветер переменился. Сам Легойда, осознав, что это уже слишком, поменял направление флюгера. Вслед за ним заголосили супротив Сталина Худиев и Радио Радонеж. Патриот Калинин испужался чуток и обмолвился, что-де Сталина хотели изобразить токмо ради военных, которые «видят в нём верховного главнокомандующего». Боже… Эти люди требуют почитания. Мне кажется, даже не будучи знакомым с трудами подлинных христианских подвижников, вплоть до нашего почти современника отца Александра Шмемана, почитать нынешнюю масс-медийную тусу РПЦ попросту невозможно.
© Copyright: Константин Жибуртович, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|