Андрей КураевНовость, связанная с изгнанием из РПЦ Андрея Кураева таковой, при ближайшем рассмотрении, не является. Напротив, удивительно иное: что патриарх Кирилл совершил этот шаг только 6 лет спустя после отставки отца Андрея в качестве преподавателя столичной духовной академии за публичную огласку гомосексуализма в епископате РПЦ. Скандала, равного 2014-му году, не случится. Сам Кураев уже назвал запрет в служении «мелочью жизни», и это не бравада или лукавство. В тренде масс-медиа РПЦ последних примерно 6-7 лет он выглядел инородным телом и юродивым одновременно: для этой церкви органичны спикер Легойда, Радио Радонеж, телеканал Царьград и эпатажные как бы проповедники Ткачёв и Смирнов, работающие на патриотичных неофитов и бабушек в платочках – всё то, что отец Александр Шмеман прямо именовал «бабьим православием». Патриарх Кирилл целенаправленно выжигал в пространстве вокруг себя церковных интеллектуалов – достаточно вспомнить Сергея Чапнина и Андрея Десницкого. Налагал послушание в виде запрета на общение с масс-медиа умнейшему Митрофанову – то, что он до сих пор служит и преподаёт, я считаю маленьким чудом. Что уж говорить о Кураеве… На самом деле, этот запрет – акт бессилия утратившего чувство реальности патриарха. Публичная часть деятельности Кураева не пострадает никак: лекции, книги, страницы в соцсетях – а его авторитет, полагаю, лишь возрастёт. В духовном смысле, степень сокровенной связи человека с Богом – тайна, недоступная никому (сердца зрит только Господь!) и высочайшее постановление из канцелярии Чистого переулка – обыкновенная бумаженция, что Кураев понимает прекрасно. Но когда царь изгоняет юродивого, это начало конца. Патриарх Кирилл уже и так предостаточно сделал, чтобы войти в историю Геростратом церковных интеллектуалов и человеком, предавшим наследие выдающихся подвижников и проповедников философской мысли в синтезе с христианством. И вот это, лично для меня, – куда хуже и непоправимей банального сребролюбия и череды прочих масс-медийных скандалов вокруг его имени. © Copyright: Константин Жибуртович, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|