Из мыслей на полях

Константин Жибуртович: литературный дневник

Война эволюционистов с библеистами последние лет 7-8 является в моих глазах интеллектуальным спором в песочнице. Наиболее чуткие произносят, что теорию о сотворении Мира стоит воспринимать метафорически, а не буквально, словно инструкцию по эксплуатации бытовой техники. При всём этом, я бесконечно далёк и от теории большого взрыва с хаотичным зарождением многообразия жизни, промыслительным образом и как бы «нечаянно» сбалансированного в первозданной природе Бытия.


Но дарвинистам и библеистам нечасто приходит в голову простая, в сущности, мысль. Что теория эволюции – биологическая часть замысла Творца. Интереснее взаимно ломать копья в бессмысленных пикировках, которые не стихнут и не принесут победу ни одной из сторон до Конца Времён.


Мне – и достаточно давно – насущен иной вопрос: что делать с осознанием факта, что каждый человек – продукт биологической эволюции, носящий, тем не менее, образ и призванный к подобию. Иными словами, как выстраивать свою жизнь – ценности, приоритеты, смыслы – являясь совершенно не случайным «элементом» в бесконечном паззле мироздания.


В кратком формате скажу о главном.


1) Человек – плод селекции целого сонма предшествующих поколений. В том числе, это те самые «вопросы крови», о коих поведал Марго перед балом Коровьев. В плане навыков и способностей мы многократно превосходим отцов и праотцов, как и любых людей минувших веков. Это изначально неравная битва и некорректное сопоставление – мы имеем возможность оценить историю, искусство и культуру предшествующих времён, которой они были лишены в той же степени, что и мы. Но все эти преимущества – ещё одна банальность – никоим образом не влияют на нравственность и качества человеческих душ. Это зона прямой ответственности индивидуума, безотносительно крови и любой родословной.


2) Личность – квинтэссенция предков, которая унаследует их навыки и душевные устремления, но её качества индивидуальны от Таинства Рождения. Родословная, как и социум, являются бонусом или препятствием обретения осознанного почерка, но не фатальны. Любой набор навыков и талантов предков одухотворяет только личность с осознанным выбором и онтологическим правом свободы воли. В животной части этой личности, человек устроен так, что даже на не формулируемом уровне подсознания для него это страшный выбор – куда проще и комфортней полностью вверить бытие и ответственность государству (родине), церкви, любимому человеку или неким авторитетным наставникам (каждый выбирает по себе). Осознанно живущих и старающихся нести личную ответственность за свой путь – малый процент во все эпохи. Именно это, к слову, подлинный корень многовековых конфликтов, которые прикрываются политикой, религией и сотней иных земных причин.


3) Наша жизнь – наша воля, наш выбор, наши решения, наш путь, но исключительно нам она не принадлежит. Независимо от того, является ли плодом эволюции (мы не способны охватить умом всю цепочку тех, кто приближал это чудо в виде нашего появления на свет) или эта жизнь – следствие прямого Божественного акта. Вероятнее всего, как я уже отмечал, здесь вступает в свои права диалектика появления хомо сапиенс, но права на его жизнь точно так же не эксклюзивны для церкви, государства или даже любимого человека. ПрОклятый вопрос о смыслах бытия в данном ракурсе обретает один из ответов: мы призваны развить уникальные таланты и стать лучше своих предков.* Только этот путь даёт возможность явиться светом для окружающих и способность им помочь – а не «правильная» принадлежность к чему-либо или, скажем, чтение душеспасительных книг; это уже средства, и не единственные. Нашу конечную участь определять не только нам, но сами возможности пути не могут не вдохновить чуткие души.


И последнее. Сообщество «Старый чердак» в Facebook справедливо указывает, что уже с предками далее 4-5 минувших веков вы бы не смогли завязать хоть сколько-нибудь содержательный диалог, не говоря уж о более поздних праотцах. Здесь, как мне видится, сказывается свойственная и мне гуманитарная идеализация языка, как оптимального способа душевно-энергетического обмена. Что, разумеется, не так: мы способны, в определённые моменты, безошибочно чувствовать, не нуждаясь в формулировках, осознавать невысказанное или умышленно не произнесённое, не говоря уж об индивидуальном мистическом опыте. К слову, музыка – одна из форм невербального общения, и тоже далеко не единственная.


Совпадение в ценностях, равно как и душевное созвучие чаще свойственны современникам из одной среды, схожего социума, навыков, вкусов, воспитания, устремлений и суммы всех обстоятельств предшествующего пути. Камю справедливо именовал это незаслуженным даром, который невозможно превратить в единственный смысл многомерного бытия. Равно как и сделать из него универсальный критерий общения и взаимопонимания.


*К слову, я прекрасно вижу, что лучшие из нынешних 17-20-летних умнее и глубже меня тогдашнего. Так и должно быть, вне ворчания O, tempora, o mores!



Другие статьи в литературном дневнике: