Заповедник

Константин Жибуртович: литературный дневник

Из любимых эпизодов «Заповедника». В другом рассказе Довлатов верно подметил, что для раскрытия малой части проблематики Пушкина придётся поразмышлять недели две-три, чтобы изложить нечто на бумаге. Школьникам и студентам литвуза дают на это час.


Довлатов, как известно, тщательно избегал всех форм пафоса, связанных с русской литературой. Невозможно представить в его устах фразы «Великий Пушкин», «Мятежный Лермонтов» и прочие клише. Подчас, это создавало иллюзию, что Сергей Донатович, как «современный автор» второй половины ХХ века жалует классиков по инерции и ради приличия.


И вот, при устройстве на работу экскурсоводом ему задают прямой вопрос в лоб. Впрочем, это даже не вопрос, а требование: Извольте выразить почтение в адрес #нашевсё Как подлинно культурный человек, общающийся с другим подлинно культурным человеком.


И тут выясняется, даже по этому фрагменту, что Серёжа осмысливал Пушкина многократно, сопоставляя не только с литературой, а с картиной мира в динамике. И осознавал, о каком даровании размышляет – как и о том, что рядом с Пушкиным захромают любые шаблоны.


В ответ он слышит как раз клише из лит. хрестоматии («Пушкин — наша гордость! — выговорила она. — Это не только великий поэт, но и великий гражданин…»).


Я не знаю ни одного иного автора, который смог бы раскрыть в короткой миниатюре вот этот извечный человеческий страх. Страх мыслить вне шаблонов и услужливых формулировок.



******



"Я объяснил цель моего приезда. Скептически улыбаясь, она пригласила меня в отдельный кабинет.
— Вы любите Пушкина?
Я испытал глухое раздражение.
— Люблю.
Так, думаю, и разлюбить недолго.
— А можно спросить — за что?
Я поймал на себе иронический взгляд. Очевидно, любовь к Пушкину была здесь самой ходовой валютой. А вдруг, мол, я — фальшивомонетчик…
— <…> Пушкин — наш запоздалый Ренессанс. Как для Веймара — Гёте. Они приняли на себя то, что Запад усвоил в XV–XVII веках. Пушкин нашел выражение социальных мотивов в характерной для Ренессанса форме трагедии. Он и Гёте жили как бы в нескольких эпохах. <…>
— При чём тут Гёте? — спросила Марианна. — И при чём тут Ренессанс?
— Ни при чём! — окончательно взбесился я. — Гете совершенно ни при чем! А Ренессансом звали лошадь Дон Кихота. Который тоже ни при чём! И я тут, очевидно, ни при чём!..
— Успокойтесь, — прошептала Марианна, — какой вы нервный… Я только спросила: «За что вы любите Пушкина?..»
— Любить публично — скотство! — заорал я. — Есть особый термин в сексопатологии…
Дрожащей рукой она протянула мне стакан воды. Я отодвинул его. <…>
— Пушкин — наша гордость! — выговорила она. — Это не только великий поэт, но и великий гражданин…"



Другие статьи в литературном дневнике: