ЗаповедникИз любимых эпизодов «Заповедника». В другом рассказе Довлатов верно подметил, что для раскрытия малой части проблематики Пушкина придётся поразмышлять недели две-три, чтобы изложить нечто на бумаге. Школьникам и студентам литвуза дают на это час. Довлатов, как известно, тщательно избегал всех форм пафоса, связанных с русской литературой. Невозможно представить в его устах фразы «Великий Пушкин», «Мятежный Лермонтов» и прочие клише. Подчас, это создавало иллюзию, что Сергей Донатович, как «современный автор» второй половины ХХ века жалует классиков по инерции и ради приличия. И вот, при устройстве на работу экскурсоводом ему задают прямой вопрос в лоб. Впрочем, это даже не вопрос, а требование: Извольте выразить почтение в адрес #нашевсё Как подлинно культурный человек, общающийся с другим подлинно культурным человеком. И тут выясняется, даже по этому фрагменту, что Серёжа осмысливал Пушкина многократно, сопоставляя не только с литературой, а с картиной мира в динамике. И осознавал, о каком даровании размышляет – как и о том, что рядом с Пушкиным захромают любые шаблоны. В ответ он слышит как раз клише из лит. хрестоматии («Пушкин — наша гордость! — выговорила она. — Это не только великий поэт, но и великий гражданин…»). Я не знаю ни одного иного автора, который смог бы раскрыть в короткой миниатюре вот этот извечный человеческий страх. Страх мыслить вне шаблонов и услужливых формулировок.
© Copyright: Константин Жибуртович, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|