Из 2008-го

Елена Куличок: литературный дневник

На Подмосковье чугунной поступью Командора наступает Цивилизация. Впрочем, там, где горы мусора, газификация с попутной травлей населения, насильственные матюгальники, там, где меняется экология – цивилизацией не пахнет.


Геомагнитноаномальная фигура


Избыточность (в чём упрекает К.) моя рождается из тщетной, отчаянной попытки ухватить за кончик пера Жар-птицу – невесомое, мимолетное, но жгучее ощущение, из которого часто рождается вещь многословная, громоздкая и весомая.
Впрочем, у кого как: «Из смиренья не пишутся стихотворенья, и нельзя их писать ни на чьё усмотренье. Говорят, что их можно писать из смиренья. Нет, диктует их только прозренье!» (Леонид Мартынов). То же – о прозе.
Думаю, К. права – одно слово, произнесенное шепотом, может прозвучать куда громче и поразить куда прицельней, чем обойма выстрелов. Море слез и соплей можно заменит четкой, сухой констатацией – и это будет сильнее.
Беда в том, что я этого не умею. Всё кажется – еще одно слово, еще одна фраза – и искомое ощущение, неназываемое, будет найдено и названо. Но нет – мир чувственный куда богаче вербального…


К рассказу «Дачница»
У Скрябина есть «Поэма экстаза» - поэма вдохновения, творческая экзальтация. Со словом «экстаз» нередко синонимируют ощущения во время «оргазма». Таким образом, на уровне синонимов, на языковом уровне экстаз синонимируется с физиологическим термином «оргазм», т.е. творческое вдохновение, творческий экстаз есть своего рода душевный, эмоциональный оргазм. Творческий экстаз часто ощущают и физически, ибо движения души реально отзываются в теле: понервничал – и сердце ноет, возбужден, испуган – адреналин выделился, давление подскочило, на душе пакостно – на шоколадное тянет и т.д. Почему же от творческого процесса реально нельзя испытать оргазма? Можно!




Другие статьи в литературном дневнике: