О египтомании в Петербурге

Ермилова Нонна: литературный дневник


Немного об увлечении египетским стилем в России!


Работаю над комментарии к «Посланнику» - решила, что если даже и не удастся еще раз опубликовать повесть с подробные пояснениями относительно всех интересных зданий и памятников в ней упомянутых, то хотя бы для себя узнаю больше о городе.
С трудом осилив комментарий про «Семимостье», дальше решила я рассказать про Египетский дом на улице Захарьевской. Но прежде чем рассказывать о нем, надо было сделать небольшой обзор о том, как мода на «египетский стиль» пришла в далекую от Африки Северную столицу. Во всяком случае, я посчитала, что обзор будет небольшой. Всего-то перечислю постройки в таинственном, мистическом, экзотическом, монументальном египетском стиле, созданные в Петербурге при разных императорах ( не так их и много!), и сделаю приблизительный подсчет самым знаменитым (ну заодно и самым маленьким) сфинксам! И напишу несколько слов о том, как египетское божество Ра покровительствует влюбленным, заключившим друг друга в объятия под аркой самого наполненного египетской символикой дома в Петербурге. Делов-то!
Это последнее, конечно, по меркам строго вкуса (а я собиралась руководствоваться в своих комментариях именно им!), было бы немного даже и лишним, да какие же могут быть рассказы о городе без всяких таких легенд и народных поверий! Тем более, что ничего разрушительного и вредного для архитектуры в этой примете нет, да и мечтать о счастливом любовном союзе никому не заказано!


Однако, как это всегда бывает на практике, все оказалось совсем не так легко! Какого бы египетского, а точнее «псевдоегипетского» объекта мое перо не касалось, все выходило с ним не просто.
Даже былая ясность, которая раньше наличествовала в разделении египетским сфинксов и их, более поздних, эллинских собратьев, вернее, сестер, исчезла.
Египетские сфинксы всегда представлялись мне мощными, но довольно бесстрастными созданиями с телом льва и лицами фараонов, а греческие – более мелкими крылатыми полульвицами, полудевами.
Были еще гламурные сфинксы маньеризма, с пышными прическами, окутанные каменными кружевами и увешанные драгоценностями, но эти чаще встречались в интерьерах и музейных залах. Теперь же, при ближайшем изучении, все смешалось! Египетские сфинксы, как оказалось, могли иметь голову коршуна и даже барана, священного животного Амона Ра! иногда у них оставались человеческие руки. Но зато у некоторых было тело крокодила.
Сфинксы, посвященные египетским царицам, как и греческие, обладали чарующими женскими чертами, а иногда и бюстом. Иногда у них тоже были крылья. Сфинксы перекочевали не только в греческие мифы, где стали вести свою родословную от других именитых чудовищ – Тифона и Ехидны и направились в Индию и Азию, на Филиппины и Цейлон, становясь все самобытнее и самобытнее сообразно с местом пребывания. Нрисимхадев – особое воплощение Кришны, Человелоколев, перестал охранять покой царей, душить недогадливых юношей и милостиво решил помогать человечеству преодолевать всевозможные препятствия на пути духовного совершенствования…
Во всех этих сфинксо- жизнеописаниях и историях проскальзывали и вовсе какие-то завиральные идеи, когда их автор уверял, что встречались и сфинксы с «передней частью туловища льва и задней частью тела человека, с когтями коршуна и крыльями орла», но это уже не страшно, а скорее, смешно и парадоксально, так что эти рассуждения я решила во внимания уже не принимать….
(Продолжение следует)




Другие статьи в литературном дневнике: