И снова о египетском стиле!
Египетские ворота на въезде в город Пушкин со стороны Санкт-Петербурга почему-то всегда производили на меня впечатление излишне перегруженной деталями театральной декорации, не органичной окружающему их пейзажу.
Конечно, я не имею в виду проезжающие по дороге машины, хотя от них, при всем желании абстрагироваться тоже трудно. Так же трудно, как и сделать без их присутствия фотоснимок ворот. Хотя теперь дорога не проходит прямо через них – а ведь были времена, когда через ворота даже проезжал автобус! В 1980-ые годы была осуществлена их реставрация, проезжую часть перенесли на территорию вокруг ворот.
Ворота представляют собой две усеченные пирамиды песчаного цвета по одной из версий описания и подобны египетским пилонам по другой.
Стоило мне только углубиться в сбор информации о Египетских воротах, как тут же попалась на глаза статья из тех, что радуют воображение обывателей и вызывают скептические улыбки истинных деятелей науки. Поскольку я стараюсь написать не нудные, а интересные комментарии для сопровождения своей повести, при этом сохраняя традиционный исторический смысл в написанном, то задача передо мной стоит не совсем простая. К тому же я сама то и дело легковерно увлекаюсь щедро обещанными всевозможными кудесниками от краеведения (которых в наше время больше, чем настоящих ученых) тайнами и скрытыми в исторических сооружениях смыслами!
Так что уже первые же фразы обнаруженной статьи поразили мое воображение. Оказывается, строительство Египетских ворот производилось по заказу самого императора Николая Первого в самую первую годовщину таинственного ухода от бремени власти его старшего брата, императора Александра Первого.
Мотивы рельефов, изображенных на воротах, воспроизводят рисунки древнеегипетской «Книги мертвых»(вот где ужас-то и холодок по спине !), повествующей о странствии души по загробному царству Осириса! Вот это да!
А я -то считала все эти многочисленные украшения ворот скучной многофигурной нечитаемой стилизацией! А оказывается, изобразительная часть памятника обладает скрытым символическим и эзотерическим подтекстом!! Все это дополняли завораживающие строки про «египетское горло» - так называются карнизы с выкружкой, украшенные изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов и описания сцен из египетской мифологии. Венчала описание ворот еще одна завораживающая фраза: «Двухсторонние гермы, установленные внутри ворот, служат опорами для решётки из прутьев в виде стеблей лотоса, завершающихся цветами».
А я во время нашей прогулки прошлым летом по городу Пушкину не удосужилась даже подойти поближе, чтобы запечатлеть пару-тройку харизматичных барельефов на фотографиях и полюбоваться двухсторонними гермами и прутьями в виде стеблей лотоса! Да еще и завершающимися цветами! Не говоря уже о парных изображениях богини справедливости Маат с распростёртыми крыльями и изображениях богини Исиды, держащей на руках сына Гора!
И главное, никто из сопровождавших меня в этих прогулках друзей так же не выказал к Египетским воротам никакого интереса и желания рассмотреть их!
Оказывается, этот египетский памятник в Царском селе – единственный такой на всем белом свете, оригинальный по форме и необычный по содержанию. К тому же выполнен с применением новейших для своего времени технологий и материалов. Все детали ворот были отлиты из чугуна и собраны на месте в 1827—1829 гг. Рельефы, украшающие пилоны ворот, были созданы великим скульптором В. И. Демут-Малиновским по рисункам Василия Додонова с гравюр французского альбома «Описание Египта» Э. Ф. Жомара. В статье указывалось, что это было аж третье издание 1826 года! И все это было связано со знаменитым походом Наполеона в Египет (в 1798-1801 годах) в сопровождении ученых, художников и прочих исследователей культуры Древнего мира, так поразившей европейцев своим величием, что после того «египтомания» распространилась по всем остальным странам континента. Дальше в статье следовало приличествующее моменту сравнение императора Александра Первого со «сфинксом, не разгаданным до гроба», как окрестил его поэт П.А.Вяземский.
Когда Александра Первого сравнивают со сфинксом, имея в виду, конечно, его предполагаемый все теми же вездесущими конспирологами уход в старцы Федор-Кузьмичи, мне всегда хочется возразить, что вовсе не император Александр, а совершенно напротив, его супруга, Елизавета Алексеевна была сфинксом, и мы даже по сию пору имеем наглядные примеры этих сфинксов, которыми она была! Их четыре на Египетском мосту и два ( пробные отливки) на пристани у Каменного моста! Ведь бытует же легенда, что скульптор-академист Павел Петрович Соколов придал мифическим созданиям черты красавицы-императрицы. Правда, робко заглядывая в большие, окрашенные в защитно-зеленый цвет бесстрастные лики сфинксов с классическими чеканными чертами, я тщетно пыталась найти в них сходство с нежной «Психеей», как назвал в свою очередь юную принцессу, невесту будущего Благославенного царя, поэт Жуковский. И «Девушку с кувшином» трудно представить себе бронзовой метафорой жизни несчастной императрицы. А ведь она – родная сестра сфинксам Египетского моста, бессмертное творение скульптора Павла Соколова. Хорошо хоть в грифонах Банковского моста и громадных добродушных львах Львиного мостика не надо искать черты Елизаветы Алексеевны! А ведь они тоже подарены городу все тем же автором.
И чтобы не попасть на удочку краеведов-шарлатанов, я начинаю сравнивать разные статьи про Египетские ворота и к своему удивлению, поочередно сталкиваюсь с самой разной информацией. Оказывается, Египетские ворота задумал построить не Николай Первый, а сам старший царственный брат его Александр. Вопрос зачем? Обычная дань моде на египтоманию? Никаких ворот для путешествия души? Никаких других, тонких, интеллектуальных, эзотерических смыслов? Николай Первый просто завершил задумку?
И, наконец, уничтожающая теории Федора-Кузьмича информация - после Египетского похода, ученые и художники хотя и старались тщательно скопировать иероглифы, но толком еще ничего в них не понимали, поэтому все рельефы Египетских ворот, с точки зрения современного египтолога – компиляция, не имеющая иного назначения, чем быть украшением.
И кто разберется, где историческая правда, а где выдумка?