Впечатления от фильма Рустама Хамдамова

Наталья Анатольевна Шлемова: литературный дневник

"Мешок без дна" (2017 г.) Фильм снят по мотивам сказки классика новой японской литературы Рюноскэ Акутагавы "В чаще". И недвусмысленно связан с событиями русской истории времен Александра II (читаем в анонсе: "История происходит во время правления русского императора Александра II. Фрейлина княжеского дворца рассказывает князю сказку, которая происходит в XIII веке и повествует о мистическом убийстве царевича в лесу. Участники истории, свидетели этого преступления, рассказывают разные версии происшествия, которые отличаются от того, что произошло на самом деле".).
Лейтмотив: сказка нас защищает от мира. Рай - это детство, в которое не вернуться.
В целом, безусловно, фильм симпатичный, многослойный, со своей атмосферой, с перекличкой с японским синтоизмом и верой в перевоплощения (о чем православным зрителям не грех напомнить: они ведь живут, как известно, один раз :-)), с гамлетовскими аллюзиями, черно-белый.
Очарователен световой эффект, пронизывающий весь фильм, - отблески от зеркала: солнечные зайчики. Лес, природа, таинственность и красота, - всё создает атмосферу некой потусторонности, почти трансово выключающей зрителя из назойливой внешней реальности (что и требовалось, надо думать, от поставленной художественной задачи).
Хороша игра актеров, всех без исключения, колоритна!
И вот я думаю, а за что зацепиться сознанием и сердцем в этом фильме (который так долго и трудно снимали, столько средств в него вложили, такой ресурс задействовали)?...и как-то не нахожу. Чего-то мне здесь явно не хватает. Нам никуда не деться, некуда отступать, мы все зажаты в трехмерном "царском дворце" холодного призрачного города-мира...кровь преступлений не смываема...- ну да, всё так. Но, все же не Тарковский (а я как-то невольно всё полнометражное время сверяю по нему).
Вот и остается только "защищаться от мира", в котором убийство, страсть и порок, переплетаясь, завязываются в тугой узел, и не более того, новых идей ведь нет (ах, да: "и я ушел на Тот свет навсегда", - вспоминает убитый царевич). Вот, пожалуй, и все новости очередного российского киношедевра.
...или я чего-то не понимаю?...
Н. Шлемова, 10.12.18


(Справка: Рустам Хамдамов - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, художник. Создатель оригинального ассоциативного, метафорического и визуального киноязыка. (Википедия))
* * *
P.S. Нарциссизм - скрытый корень актерской профессии, ничего общего не имеющей (за самым редким исключением) с подвижничеством.


(...https://www.proza.ru/2014/07/04/815)



Другие статьи в литературном дневнике: