Про социализм и Остапа БендераСчитается, что при социализме идеологией общества был Марксизм-Ленинизм. Во время позднего социализма, который я застала, у общества, действительно, была одна идеология. Но это была идеология конформизма, приспособленчества. Имеется в виду народная мудрость типа: "хочешь жить - умей вертеться", "греби к себе" и т.п. Это - единственная идеология, всегда существующая в тоталитаном обществе. Власти надевали коммунистическую маску, когда говорили с народом: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно", "Выполним пятилетку в 3 года", "Решения 26 съезда партии в жизнь!", "Экономика должна быть экономной". И народ надевал коммунистическую маску, когда общался с властью: дескать, "Одобряем и поддерживаем", "Бурные, продолжительные аплодисменты". Во всех остальных случаях маску было положено снимать. На самом деле все эти коммунистические ритуалы были ритулами мертвой религии. Скорее всего, эта религия всегда была мертва, но массовые убийства очень хорошо служили к поддержанию существующего порядка. Конечно, чтобы навязать эту мертвую религию снова, опять массовые убийства будут необходимы. Теперь про Остапа Бендера. Остап Бендер был чемпионом и виртуозом приспособленчества. Он находил оригинальные, относительно законные способы обделывать свои делишки, имея дело и с властями, и с другими жуликами. Прелесть Остапа еще была в том, что он был вдохновенным жуликом-поэтом, и даже задумывался о смысле жизни, в отличие от Корейко, который был обыкновенным советским жуликом-бюрократом. От Остапа Бендера почти не было вреда другим, а Корейко, как настоящий советский жулик, наделенный властью, вредил людям. Поэтому Остап Бендер был настоящим кумиром народа. Люди с удовольствием отождествляли себя с Остапом, и это им льстило. По всей стране сейчас стоят памятники Остапу Бендеру. Это люди с умилением вспоминают время своей молодости. © Copyright: Марина Сапир, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|