Два романа в Евгении ОнегинеЭто -- конец моего текста "Онегин": контркультурный роман
Я думаю, что Пушкин создал не только два конца, но и два романа в одном. Во внешнем романе, предназначенном для широкой публики, Татьяна -- его главная героиня, его идеал, она вышла замуж за князя, стала светской львицей. Онегин ничтожен как человек, был не способен влюбиться в героиню, пока она не была княгиней. Речь Татьяны в конце -- это резюме романа. А злодей - Онегин убивает бедного поэта Ленского ни за что. Это понимание я здесь называю доктриной Белинского - Достоевского. *Пушкин всегда явно высказывает свою любовь к Татьяне, свое восхищение ею. Поверхностные читатели не видят иронии, насмешки над Татьяной в <<Евгении Онегине>>, не замечают разницу между *Пушкиным и Пушкиным. Татьяна должна быть особенно близка национально - ориентированным читателям (как Чайковский и Достоевский, Мережковский, Блок), поскольку в романе ее русские корни подчеркнуты, и есть намеки на нерусскую суть Онегина и Ленского. Прямолинейные читатели не замечают, что Ленский и Татьяна собирают себя из кусков литературных текстов, как коллаж. Татьянина роль сентиментальной героини устроена так, что она все время видит себя жертвой, и читатели, падкие на жалость к герою, вполне могут принимать все это за чистую монету. Границы между фантастикой и реальностью намеренно размыты. На заднем плане есть совсем другой роман, но ради него все и написано. Для того, чтобы его найти, надо быть чувствительным к пушкинской интонации, улавливать пушкинскую иронию за лестью Татьяне, не очевидные, но реальные намеки на ее фальшь: практические мотивы под инсценировкой романтической любви, равнодушие, мстительность. Надо заметить, в частности, общую схему конфликтов Онегина со <<всеми>>, с Ленским и Татьяной, близость Татьяны к враждебной Онегину деревенской публике, параллель между пиром чудовищ во сне Татьяны и ее именинами. Надо видеть, что истории про рейд Татьяны на дом Онегина и ее замужество с князем -- куски отдельного романа, который Татьяна сама для себя сочиняет. В глубинном романе Онегин и *Пушкин -- независимые интеллектуалы, которые ищут автономии от общества, не питая зла ни к кому. Татьяна пытается уловить Онегина в свои сети, но Онегин ускользает, как Колобок. Пушкину жалко всех: неприкаянного Онегина, бедного самоуверенного Ленского, и наивно - хитрую Татьяну. В глубинном романе второй конец с фантазией Татьяны о ее княжеском титуле служит для того, чтобы показать злую месть Татьяны, полнее раскрыть ее образ. За прошедшие два века, критики обнаружили много неувязок в традиционной интерпретации: • Характеры героев в последней главе претерпевают радикальное изменение. Татьяна - княгиня слишком непохожа на Татьяну из предыдущих глав. А Онегин превращается в мужской вариант Татьяны.
Я могу от себя добавить причины, по которой эта традиционная интерпретация несостоятельна:
Пушкин -- очень хороший писатель. Но нет простого способа понять <<Евгений Онегин>>. Простые все уже попробовали, они ведут в тупики. Актуальность романа
`` «Евгений Онегин» не потерял свою актуальность и сегодня, ведь вопросы, волновавшие Пушкина в 19-м веке, так и не получили разрешения в веке 21-м.
Автор считает ясным, что: • нельзя бездельничать, надо служить обществу Онегин, действительно, нарушает все эти требования анонимного автора, поэтому он и является отрицательным героем, не годится для жизни в России. С точки зрения этого автора, Пушкин как раз учит распознавать и осуждать людей, похожих на Онегина. Интересно, заметил ли анонимный автор, что он обвиняет не только Онегина, но и А.С Пушкина? Пушкин, конечно, писал. Иногда. Но он и бездельничал тоже довольно много. При социализме его бы квалифицировали как тунеядца (если бы до этого не расстреляли как типичного представителя чуждого класса). Писал для себя, публиковался для денег: <<Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать>>. Что это, как не эгоизм? Увлекался многими женщинами. Был мыслителем. Насмешничал. Имел прозвище <<француз>>. Насчет гордости, так это он же написал: <<Я памятник себе воздвиг..>>. Трудно быть еще более гордым. Вольно или невольно, анонимный автор говорит: В России Пушкин не нужен, он <<глубоко чужд природе русского человека, гибелен для него>>. Он также смело утверждает, что именно этому и учит роман Пушкина. Аноним выражает общее мнение, что в России надо быть как все, не выделяться. Тем самым он прекрасно проиллюстрировал актуальность проблемы выбора между аутентичностью и конформизмом, которая решается в глубинном романе. Очень возможно, что российское общество со времен Пушкина стало еще менее терпимо к индивидуальности. Приведенный отрывок анонимного автора помогает увидеть, что глубинный смысл романа по-прежнему является контркультурным. <<Евгений Онегин>> и Пушкин приемлемы для широких масс только выхолощенные доктриной Белинского - Достоевского. К счастью, у нас еще есть само творчество Пушкина, которое доступно для свободного чтения и независимого понимания.
© Copyright: Марина Сапир, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|