Русский интернационализм и ДостоевскийЯ уже замечала, что в России термин "русский интернационализм" означает примерно тоже самое, что и русский шовинизм, с акцентом на особую широту и жертвенность русского народа. Эти-то мнимые качества и позволяют "русским интернационалистам" быть уверенным в преимуществе русского народа перед всеми другими. Слово "интернационализм" сейчас в русском языке встречается обычно в таком контексте: Я думала, что это -- шедевр российских "инженеров человеческих душ", пропагандистов. Но сейчас я вижу глубокие культурные корни этого понятия. Вот, что писал Ф.М. Достоевский о русских: "Да, мы веруем, что русская нация — необыкновенное явление в истории всего человечества. " "В русском человеке нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости. Он со всеми уживается и во всё вживается. Он сочувствует всему человеческому вне различия национальности, крови и почвы... <...>У него инстинкт общечеловечности." "...в русском человеке видна самая полная способность самой здравой над собой критики, самого трезвого на себя взгляда и отсутствие всякого самовозвышения,..." "Всякий русский может говорить на всех языках и изучить дух каждого чуждого языка до тонкости, как бы свой собственный русский язык, — чего нет в европейских народах, в смысле всеобщей народной способности." "И страшно, до какой степени свободен духом человек русский, до какой степени сильна его воля!" "...наша сущность, в этом отношении, бесконечно выше европейской. И вообще, все понятия нравственные и цели русских — выше европейского мира. У нас больше непосредственной и благородной веры в добро как в христианство, а не как в буржуазное разрешение задачи о комфорте." "наш народ безмерно выше, благороднее, честнее, наивнее, способнее и полон другой, высочайшей христианской мысли, которую и не понимает Европа с ее дохлым католицизмом и глупо противуречащим себе самому лютеранством." И о других народах: "В Германии меня всего более поражала глупость народа: они безмерно глупы, они неизмеримо глупы." "В управлении и во всей Швейцарии — партии и грызня беспрерывная, пауперизм, страшная посредственность во всем; работник здешний не стоит мизинца нашего: смешно смотреть и слушать. Нравы дикие; о, если б Вы знали, что они считают хорошим и что дурным. Низость развития: какое пьянство, какое воровство, какое мелкое мошенничество, вошедшее в закон в торговле." "Вон жиды становятся помещиками, – и вот, повсеместно, кричат и пишут, что они умерщвляют почву России, что жид, затратив капитал на покупку поместья, тотчас же, чтобы воротить капитал и проценты, иссушает все силы и средства купленной земли. Но попробуйте сказать что-нибудь против этого – и тотчас же вам возопят о нарушении принципа экономической вольности и гражданской равноправности." "...по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, – не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!" Вот именно так и проявляется "общечеловечность" ("интернационализм") русского народа по Достоевскому.
Оказывается, был такой советский ученый Ахиезер. Он говорил, что история России движется конфликтом между двумя культурами: преобладающей культурой насилия и европейской культурой диалога. Носители диалоговой культуры всегда в меньшинстве. История России идет от одного краха, вызванного чрезмерным внутренним насилием, к другому. После краха начинается некоторая анархия, некоторый расцвет культуры диалога, затем возвращается еще большая централизация и насилие. Он писал, что так не может продолжаться вечно, в каком-то крахе Россия разрушится окончательно. В восьмидесятые годы он предсказал разрушение СССР и демократизацию, а также последующее усиление централизации и почвенический национализм (как у Достоевского). Это как раз сейчас Россия и переживает в ожидании нового краха. Который может оказаться последним. Учитывая, что уровень антисемитизма, шовинизма (российского интернационализма), любви к Сталину, одобрения массовых сталинских репрессий в России уже выше, чем я могла себе представить, Россия быстро катится к новой катастрофе чрезмерной централизации и чрезмерного насилия, как способа решения всех проблем. Дело не во власти, а в архаической культуре насилия, которая преобладает в русском народе. Эта-та культура и определяет форму власти. Как я уже догадывалась, Путин - выражение души народа. Вот, что писал Ахиезер: "Социальная катастрофа может наступить тогда, когда критика исторической реальности приобретает одностороннюю форму поисков злобных демонов .... Принимая за демонов друг друга, люди обрекают себя на самоистребление." Как здорово и точно сказано! Это было напечатано в 1991. Это точно относится к сегодняшней России, к страсти русских к линчеванию иноагентов и евреев, пятой колонны, людей, не одобряющих современную власть и т.д. . Живя в России после Сталина и до 1996, я не застала ни одного катаклизма чрезвычайной централизованной власти. Мне повезло!
© Copyright: Марина Сапир, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|