Отгороженные

Дева Мари: литературный дневник

Хотите навестить детей в детском доме — добейтесь допуска из Министерства образования. В детских домах созданы условия для изоляции детей, но нет условий для их адаптации. Общаться можно только с персоналом детдома, в окружающий мир ведет занавешенное окно. Детям нужно общение, но как защитить их внутренний мир от очередных травм? Пока единственным ответом на этот вопрос остается запрет на общение детей с посторонними, нарушаемый в исключительных случаях. Это не решает проблему.


Высокие ворота. Домофон. Камера слежения. Мы подошли к детскому дому на окраине Ростова. О своем визите заранее договорились с администрацией: мы студенты, хотим помочь детям, чем можем. Во дворе тишина. Вышедшая навстречу няня говорит, что заведующей нет. Показываем купленные одежду и конфеты. «Ладно, заходите, только к детям не подходить». Вещи быстро распределяют, конфеты прячут. «Им сейчас если показать, шум такой поднимут!» Дети выходят на прогулку, мы просим просто посидеть с ними во дворе, понаблюдать. Оказывается, все не так просто. Чтобы вас допустили к детям, нужно пройти полный инструктаж по правилам поведения и общения с ребенком из детского дома, сделать прививки и взять с собой санитарную книжку — руководство несет административную и уголовную ответственность за здоровье и безопасность детей. Но дети успели нас заметить и, не слыша возгласов воспитателей-«мам», окружили. Каждый пытается прикоснуться, подержать за кофту, за руку, обратить на себя внимание, чтобы сказать, как его зовут и что он верит, что ты — мама и пришла за ним. Нужна очень хорошая моральная подготовка.


— Меня зовут Настя, я знаю стишок, рассказать? — перекрикивает остальных девочка пяти лет, держа за края свое потрепанное платье, готовясь к декламации.


— А за мной скоро мама придет, у меня есть мама! — Паша, хрупкий светленький мальчуган, одетый в одежду явно не по размеру, с сердитым взглядом голубых глаз, пытается привлечь внимание к себе.


В российских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, живут сейчас, по некоторым оценкам, около 260 тысяч детей. У каждого ребенка существует свой расчетный счет, на который государство периодически перечисляет ему деньги. Но приток финансов непосредственно в детские дома обеспечивает благотворительная помощь. Чаще всего ее оказывают сети магазинов, крупные фирмы, политики, актеры, просто обеспеченные люди.


— Сейчас мало кто отзывается, постоянные — один-два спонсора, и то оказывают помощь раз в год, но и на этом спасибо, большие суммы. Многие обещали, но не все потом вспоминают о своих словах, — сетует нянечка из детдома, куда решил прийти корреспондент N.


При этом детские дома — сфера, закрытая от простых людей, желающих помочь. Есть энтузиасты, которые хотят помочь детям адаптироваться к окружающей среде, чтобы им было легче стать частью общества, быть таким, как все. Можно было бы просто общаться с ними, устраивать игры, экскурсии. Но имеем ли мы право вторгаться в их жизнь, посещая детские дома?


Воспитатели в один голос говорят, что общение с детьми людей, не преследующих цели опекунства или усыновления, категорически запрещено, оно всегда имеет негативные последствия. Дети очень быстро привыкают к человеку, и если приходить нерегулярно или бросить это занятие, ребенок получит огромную травму. Пусть их социализацией занимаются специалисты — медсестры, логопеды, психологи, нянечки. Многое, впрочем, зависит от решения заведующей и от ситуации. У организаций больше возможностей, чем у частных лиц. Например, ростовские бизнесмены из «Ротари-клуба» уже около восьми лет приезжают в Новочеркасский детский дом, где многие дети имеют родителей и понимают, что у «ротарианцев» нет цели опекунства, поэтому относятся к ним как к организаторам праздников. Бизнесмены построили в детдоме игровую площадку, установили компьютерный класс, сделали фотолабораторию, проводят вместе с детьми апрельские субботники.


— За рубежом детей можно взять к себе на выходные, съездить с ними куда-нибудь, — говорит Ольга Ермолова, предприниматель, член «Ротари-клуба». — А в России об этом даже речи нет, хотя достичь изменений в структуре детских домов возможно — она же на местном законодательном уровне.


Психотерапевт, психолог высшей категории Анаит Вольваченко соглашается с воспитателями в том, что это сложная сфера:


— С одной стороны, директор не имеет права впускать посторонних людей в детдом, так как, не разбираясь в тонкостях общения, они могут нанести вред ребенку, травмировать его психику. Сначала психолог детского дома должен вас проинструктировать. Когда общаешься с таким ребенком, нужно контролировать свои эмоции, жесты: любвеобильный взгляд, эмоциональное обращение, ласка — это проявление вашей симпатии, которое ребенок оценивает как шанс на приобретение родителя. Вот что ему нужно. Как только он узнает, что вы общались с ним просто так, это наносит ребенку очередную психологическую травму. К тому же характерной особенностью сирот является их оборонительная реакция. Они ее выставляют даже там, где она неуместна.


Получается, что люди, которые хотят помочь, могут поддерживать детские дома материально, но не имеют права общаться с детьми, показывая реальный мир. Считается, что стать для них другом вряд ли получится. Позиция руководства многих детских домов такова: не мешайте работать, государство знает, как позаботиться о детях.


/перепечатка; привлекаю внимание к проблеме/
Гоар Восканян, Деловой еженедельник ГородN №30 (788) 5 АВГУСТА 2008, г.Ростов-на-Дону.



Другие статьи в литературном дневнике: