Вы курите?

Дева Мари: литературный дневник

Возвращаюсь с рынка. Руки оттянуты двумя большими, тяжело нагруженными пакетами. Мясо (давно не покупала; в жару на него смотреть не хочется – плавится на прилавках свинина, заветревает чернотой говядина; а стало чуток прохладней, - опять мяса захотелось), вилок капусты (всегда пригодится – борщ, салат, да и потушить можно), сметана, бутыль уксуса (порА заготовок на зиму, а старая вот-вот закончится), кусок развесного сливочного масла, треуголка дырявого сыра Маасдам, пакет молока… всё? Да, ещё хлеб, как же без хлеба.


Спохватываюсь напоследок, что нужно купить ещё несколько пакетиков специальной кошачьей еды. Подхожу к ларьку, где продают всякую всячину – соки и другие напитки, жвачки, шоколадки, корм и средства гигиены для домашних питомцев, спички, зажигалки и сигареты.


Возле окошка, откуда приветливо улыбается продавец (потому и хожу сюда), стоит старый стул. Приходя сюда каждый раз после рынка, я с удовольствием плюхаю на этот стул свою тяжёлую ношу. Но сегодня стул занят – на нём лежит лёгкая матерчатая сумка с длинной ручкой и надписью по-английски. Поднимаю глаза от стула и вижу молоденькую девушку, одетую в футболку того же цвета и с той же надписью, что и сумка. Глаза неумело подведены чёрным карандашом, на губах улыбка, в руке две пачки сигарет.


- Разрешите, - обращаюсь я к ней, движением руки с сумкой, показывая, что хочу «приземлить» свою поклажу на стул. Она, немного смутившись, отодвигает матерчатую сумку на один край так, чтобы я смогла разместить свою на другом. Я делаю это с удовольствием и растираю затёкшие пальцы, поглядывая на неё.


- Здравствуйте! – Радостно обращается девушка ко мне, будто увидела меня только что.


- Здравствуйте! – Отвечаю я, почти смеясь.


- Вы курите? – Сколько раз сегодня она уже задала этот вопрос, но продолжает делать вид, что её это очень интересует. Девушка простужена и проглатывает слова вместе с соплями.


Попробуйте простоять целый день на одном месте, приставать к посторонним людям, которым до тебя нет никакого дела, которые зациклены на своих заботах, с одним и тем же дурацким вопросом и улыбаться, глотая при этом сопли. Не знаю, как у вас, а у меня точно не получилось бы. Может быть, благодаря именно её насморку или неумело подведённым глазам, а может потому, что не было в её взгляде и поведении наглости, я не отмахиваюсь, как поступаю обычно с назойливыми промоутерами.


- Нет, не курю, – отвечаю я и вижу, что девушка расстроена. Мне делается даже неловко от того, что я сразу отворачиваюсь от неё и обращаюсь к продавцу ларька.


Получив товар, раскладывая сдачу по разным отделениям в кошельке, я опять поворачиваюсь лицом к своим сумкам, а значит, и к девушке. А за спиной слышу небрежное, обращённое к продавцу ларька:


- Дайте пачку ***…


Я медленно поворачиваюсь посмотреть на следующего покупателя. Скорее это девушка, впрочем, я осталась не совсем в этом уверена – короткая простая стрижка, серая кепка (сейчас модно говорить «бейсболка», но кепка она и есть кепка), камуфляжные штаны с огромными карманами и кучей всяких хлястиков, рюкзачок тех же смазанных тонов, что штаны с кепкой, телосложение не хрупкое, ногти острижены под корень, на запястье повязка из какой-то материи (это называется браслеты или как-то по-другому?), глухой голос.

Так же медленно я поворачиваюсь в сторону девушки. Она стоит молча, не обращая внимания на того покупателя.


Я в растерянности – её интересуют те кто курит, или те, кто НЕ курит. Или она так расстроилась неудачей со мной, что хочет пропустить ход. Или просто устала…


Это моё желание всегда знать ответы на все вопросы. Как же мне его победить…


- А почему Вы к этому покупателю не пристаёте? Он, в отличие от меня курит! – Я смотрю девушке прямо в глаза, а на того, покупающего сигареты, указываю лишь кивком головы назад-в сторону. А девушка хорошо видит и его, и меня.


- Это не то, - отвечает она, качая головой из стороны в сторону и состроив смешную гримасску, вызвавшую у меня улыбку.


Я снова беру проклятущие сумки и плетусь домой.


Что она имела в виду? – размышляю по дороге. – Тот бесполый покупатель брал что-то крепкое и недорогое, а у неё товар для деликатных интеллигенток? Наверное. И тут же я начинаю смеяться, вспомнив, что втискивая себя всю неделю в рамки дресс-кода, стараясь «выглядеть», сегодня, собираясь на базар, я натянула трикотажные спортивные брюки с лампасами, одела первую попавшуюся майку, нацепила на ноги простые сланцы. Одним словом, от интеллигентности на мне остались один очки.


Эх, - ругаю себя за некоммуникабельность. - Надо было задержаться на минуту-другую, поговорить, расспросить девушку. Глядишь, может чего интересное в мозгу созрело бы по итогам этой беседы, а так…


И всё-таки любопытно: каким видят своего покупателя продавцы табачных изделий? Понятие «интеллигентность» ассоциируется у них непременно с дорогой сигаретой в руке? Ха! – да, у нас на работе по пальцам можно пересчитать ребят, которые курят! Ребят…


Я погрустнела за долю секунды, вспомнив, как однажды утром, подходила к зданию нашей конторы с тыльной стороны. До начала рабочего дня оставалось ещё минут пятнадцать, на род не спешил влететь в гудящий улей, в сквере на лавочках парами сидели курящие. Курящие стояли и небольшими группами под самым козырьком. Среди них не было ребят. Только девчата…




*** - названия сигарет не упоминаю специально. Не хватало ещё мне их рекламировать.




Другие статьи в литературном дневнике: