Закончила чистовик

Дева Мари: литературный дневник

В целом, впечатление гораздо слабее, чем от ЧЕРНОВИКА. В принципе, так часто бывает с продолжением. Либо автор слабоват держать читателя на поводке долго, либо читатель слишком много ждёт. Либо - и то, и другое вместе.
Итак, «ЧИСТОВИК» - лёгкое приключенческое чтиво. Спецэффектами не перегружено. Моралью – тоже. Если первая часть («Черновик») запомнилась тем, что над материалом хотелось ДУМАТЬ. То во второй части мыслей достойных внимания всего ничего. Собственно, я почти все их выписала по ходу чтения. Большая часть из них – в конце повествования. Остальной объём повествования – антураж, декорации, необходимые по сюжету.



На кладбище в другом мире:


«я поежился, и вовсе не от ветра. Обхватил плечи руками и постоял, глядя на могилу в чужом мире.
Вот только мир как-то сразу перестал быть чужим. Превратился из лаковой открытки, из эксперимента арканских естествоиспытателей в живую вселенную – ибо только в живой вселенной люди умирают».


При расставании:


«- Тебе удачи, Кирилл. Жаль, что ты из другого мира.
Вот так бывает – чуть-чуть познакомишься с человеком и вдруг понимаешь, что мог бы с ним подружиться. Что он стал бы тебе другом, может быть самым лучшим. Но жизнь разводит в разные стороны, и только в детских книжках друзья наперекор всему остаются друзьями».


Страсть к красивым картинкам:


«Кино приучило нас, что настоящее противостояние всегда завершается в соответствующих случаю декорациях. Фродо бросает кольцо в жерло вулкана, а не плавит его в огне бунзеновской горелки у технически продвинутых гномов. …Терминатор вступает в последний бой среди движущейся машинерии завода, а не дерётся с соперником посреди курятника. …писатели к этому тоже приложили руку. Лев Толстой уложил Анну Каренину под гремящий состав, вместо того, чтобы позволить женщине тихо отравиться уксусом в духе её времени….
Ну любят, любят люди творческого труда красивые декорации! Вот только в жизни такого, как правило, не бывает. Гитлер и Сталин не дерутся на мечах посреди разрушенного Рейхстага, космические корабли стартуют не с Красной площади, да и вообще – события, изменяющие лицо мира, вершатся в тихих кабинетах скучными людьми в безупречных официальных костюмах. Мы живём в скучные времена.
Именно поэтому так любим красивые картинки».


Поменять историю:


« - ..если бы ты мог поменять историю своего мира – ты не захотел бы избавиться от исторических ошибок?
- Но этот мир стал бы другим.
- Не сразу. Далеко не сразу. Ты не представляешь, какая это неповоротливая махина – время. Исчезла из истории кровавая война, а люди, которые должны были умереть, - всё равно умерли….
Надо очень постараться, чтобы история съехала на другие рельсы».


Про «главного»:


«..если есть кто-то главный, то его можно убрать. Свергнуть злого тирана, занять его место… и самому стать тираном, злым, но иначе. Но что делать, если главного нет? Если ни от кого ничего не зависит? Если вся система тебя поддерживает? Тогда ничего сделать нельзя…»


Про судьбу:


«Говорят, что от судьбы не уйдёшь.
Правда, некоторые считают, что человек – сам творец своей судьбы.
А вот я думаю, что все они правы.
Человек – это и есть судьба. Всегда есть то, что ты можешь изменить. То, через что способен перешагнуть. А есть и то, что никогда не совершишь. На что не способен. Хоть о стену головой бейся.
Я читал несколько книжек, где авторы доказывают, будто человек способен на все. Помести его в соответствующую обстановку – так он будет и говно жрать, и горла грызть. Некоторые очень убедительно это доказывают. Только мне всё равно кажется, что такие книжки доказывают лишь одно: именно этот человек готов и жрать, и рвать. Иначе всё неправильно. Иначе всё зря.
Поэтому я всегда любил плохие книжки. Те, в которых говорится, что человек даже лучше, чем он сам о себе думает».


Про финал:


«У всего должен быть финал. Нет ничего ужаснее, чем обнаружить – конец ещё вовсе не конец. Бегун, разорвавший грудью финишную ленточку и увидевший, как впереди натягивают новую; боец, подбивший танк и обнаруживающий за ним ещё парочку; долгая беседа, закончившаяся словами «а теперь давай поговорим серьёзно»..
Финал должен быть хотя бы для того, чтобы за ним последовало новое начало».





Другие статьи в литературном дневнике: