Швеция - удвоить ВВП, снижая выбросы СО2"Чтобы уменьшить негативное воздействие на экологию, не обязательно снижать уровень благосостояния", - заверяет Маттиас Голдман, основатель шведского Секретариата-2030, организации, цель которой - сократить выбросы СО2 в транспортном секторе страны на 70% в период с 2010 по 2030 год. По данным Европейского агентства по охране окружающей среды (European Environment Agency, EEA), Швеция опережает остальные европейские страны по сокращению объема выбросов парниковых газов. Уже в 1990 году их эмиссия в Швеции была в пять раз меньше на душу населения, чем в среднем по Европе. С тех пор шведы уменьшили выбросы парниковых газов еще на 80%, в то время как среднее сокращение по ЕС составило всего 30%. Но самое удивительное то, что Швеция, страна с развитой промышленностью, производящая сталь, цемент и автомобили, сумела при этом добиться двукратного увеличения своего ВВП за указанный период. Но не только наличие благоприятной внешней среды привело Стокгольм к тому, чего он достиг на данный момент в вопросах защиты климата. Шведы давно осознали значение своих природных богатств и начали инвестировать в ВИЭ гораздо раньше других стран. "В Швеции гидроэнергетика существует уже более века", - поясняет Голдман из Секретариата-2030. Ветропарк в Швеции Сегодня почти 70% электроэнергии в Швеции вырабатывается за счет ВИЭ - в особенности гидро- и ветроэнергетики. Остальная часть потребностей удовлетворяется за счет АЭС. Это означает, что выбросы парниковых газов при производстве электричества в этой скандинавской стране сейчас практически равны нулю. "Таким образом, шведы почти не используют ископаемое топливо для выработки электроэнергии. Если сравнивать с другими странами, то это совсем другой мир", - констатирует Йорре де Шрайвер, эксперт по вопросам энергетики из ЕЕА. Декарбонизация производства тепла В Швеции без ископаемого топлива теперь обходятся не только при выработке электричества - это касается также отопления и энергоемких промышленных процессов. Первым шагом на этом пути стали инвестиции в системы централизованного теплоснабжения, которые очень эффективны. Это означает, что вместо того, чтобы устанавливать отопительные устройства в каждом доме, вы строите большие централизованные системы отопления, которые подключаются к множеству домов и промышленных зон с помощью изолированных труб и подземной инфраструктуры. Станция по выработки тепла в Швеции Шведские власти на ранней стадии сделали выбор в пользу централизованного теплоснабжения Тем не менее власти на ранней стадии сделали выбор в пользу централизованного теплоснабжения и придерживались его. "Они увидели преимущества таких крупных системных решений. Швеция как страна с холодным климатом имела реальный стимул для создания энергоэффективной и рациональной системы отопления для жителей", - добавляет Перссон. Преимущество централизованного теплоснабжения в том, что вы можете менять используемое топливо. В прошлом Швеция полагалась на ископаемые его виды, такие как нефть и уголь. Но с 1990-х годов стала уделять особое внимание развитию ВИЭ и особенно энергоэффективности, а также инвестировать в технологии использования энергии из древесного топлива. Сегодня 97% теплоснабжения в Швеции обеспечивается за счет сжигания биотоплива и отходов. "За последние 30 лет нам удалось на 70% сократить эмиссию парниковых газов при производстве электричества и организации теплоснабжения. Это также показывает, что большие и смелые перемены возможны", - делится Перссон.
Перемены произошли не на пустом месте. Стокгольм проводит четкую климатическую политику с 1990-х годов. Шведы первыми ввели налог на выбросы СО2, взимая плату за его эмиссию, причем как с предприятий, так и с частных лиц. Даже на сегодняшний день он - один из самых высоких в мире. "Послание очень простое: либо вы делаете что-то, что вредит окружающей среде, и вам приходится платить за это налог; либо вы действуете более экологично, и вас не облагают налогом", - продолжает Маттиас Голдман. Исследование, проведенное в 2019 году, показало, что шведский налог на выбросы углекислого газа оказал значительное влияние на их объем: из года в год эмиссия СО2 от работы транспорта снижалась в среднем на 6%. Солнечные панели в Швеции Принятый в Швеции налог на выбросы СО2 дал частным лицам и компаниям стимул инвестировать в ВИЭФото: Johan Nilsson/TT/picture alliance И это справедливо для всего местного политического спектра. Уже в 2017 году семь из восьми ведущих партий согласовали самую строгую в мире климатическую цель: сократить выбросы СО2 до нуля уже к 2045 году. "Формулирование этой цели дало бизнесу и людям твердую уверенность в том, что политика декарбонизации будет проводиться и дальше и что я могу инвестировать в защиту климата, зная, что даже при смене правительства цель сохранится", - подчеркивает Голдман. Несмотря на то, что Стокгольм предпринял ряд эффективных шагов по снижению выбросов СО2, еще не все отрасли шведской экономики успешно прошли декарбонизацию. На данный момент транспорт и сельское хозяйство являются крупнейшими источниками эмиссии углекислого газа в стране. И именно транспорт вызывает наибольшую озабоченность. После энергетического кризиса, вызванного вторжением России в Украину, консервативное правительство Швеции свернуло несколько важных мер в данной сфере. Так, власти на четверть снизили налоги на бензин и дизтопливо, благодаря чему цены на них в стране сейчас одни из самых низких в Европе.
Однако он полагает, что это лишь кратковременная неудача, поскольку власти пообещали, что принятые меры будут носить временный характер и что Швеция по-прежнему идет к достижению своей цели в транспортном секторе: сокращению выбросов СО2 на 70% в период с 2010 по 2030 год. Опыт Швеции в декарбонизации экономики Какие уроки могут извлечь другие государства из шведской истории успеха? "Найдите, где вы оказываете основное воздействие на климат и где можете добиться наибольших изменений. Выясните, что является вашим, как страны, уникальным преимуществом, где находится ваша точка входа, и отталкивайтесь от этого. Эса Перссон с ним согласна. "Самый главный урок заключается в том, что необходимо тесное сотрудничество правительства, частного сектора и местных органов власти, чтобы вместе разрабатывать действительно системные решения и идти на риск, делать крупные долгосрочные инвестиции. Это стало одним из факторов успеха декарбонизации Швеции", - подвела она итог. © Copyright: Марианна Ольшевская, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|