53

Ььььь: литературный дневник

Вера в прогресс, воспетая Просвещением, канула в Лету. В наш век практически не осталось фанатиков этой идеи. Да, интерес к науке не иссякает, и, да, жизнь общества продолжает меняться по мере её развития, но веры в прогресс, как в новое божество давно уже нет (речь здесь идёт прежде всего об элите общества). Эта идея исчерпала себя, следовательно и методология научного знания как главный её инструмент в обозримом будущем будет дискредитирована.
Сегодня ясно, что строгое следование причинно-следственным отношениям не может обусловить всё бытие человека. Философы, аж до 19 века, пытавшиеся объяснить мир, что называется «без остатка», с позиции логики потому и не могли обратить философию на служение человеку (в чём их потом заслуженно упрекал Кьеркегор), что его, человека, мышление, его поступки, зачастую лишены какой бы то ни было логики. Так может быть человек это не часть природы?!
Так как мысли и действия субъекта нельзя объяснить одной логикой, и так как они не прогнозируются - погрешность такого прогноза будет слишком велика, - то нам следует признать, что человеческое мышление стоит выше логики, оно вмещает в себя любые противоречия, оно способно создавать нечто не имеющее аналогов в настоящем. Таково реальное положение дел. И это значит, наше бытие нельзя объяснить, используя сугубо рациональные методы постижения. Мы должны синтезировать все имеющиеся в нашем распоряжении инструменты мышления, чтобы узрить подлинную реальность.



Другие статьи в литературном дневнике: