113

Ььььь: литературный дневник

Драматургия как духовная практика


Драматургия есть ни что иное как духовная практика. То есть вот у человека есть мечта о себе. Он видит свои недостатки и мечтает исправить их. Для этого он обращается к Слову/к Богу («В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было - Бог»), то есть при помощи языка пытается составить план действий. Герой - всегда главная константа драматического произведения. Герой это автор (и читатель). Он связывает авторское/читательское сознание с миром текста. Автор, работающий над созданием героя, на время творчества вычеркивает себя из реальной жизни. Чаще бывает так, что человек и обращается к художественному слову по той причине, что он вычеркнут из реальности. Его цель, как уже сказано, в том, чтобы изменить себя и тем самым изменить окружающую действительность. Он должен поменять себя и мир таким образом, чтобы совместить одно с другим. Достигается это за счёт изменения состояния своего сознания. Изменённое состояние сознания возникает у автора/читателя в первую очередь за счёт самобытности языка и лишь во вторую - за счёт избранной темы. Поэтому писать/читать всегда лучше, чем воспринимать напрямую, чувственно. Каждое живое существо нуждается в том, чтобы менять время от времени состояние своего сознания. Одним людям это даётся легче, другим - сложнее. Самоценность тех, кто вычеркнут из реальной жизни в том, что им чаще и легче удаётся менять своё сознание. Изменение состояния своего сознания это в сути и есть акт трансгрессии или, по-другому, пересечение семантической границы.


Причём тут трансгрессия? Дело в том, что для того, чтобы построить интересное драматическое произведение, нужно по максимуму насытить сюжет действием. Драматический герой это всегда человек действующий. Какое действие делает драматическое произведение интересным? Это должно быть, как минимум, не бессмысленное действие, что-то выходящее из ряда вон, что-то беспрецедентное, но вместе с тем и закономерное (т.н. неоритуал). Действие, которое можно определить как беспрецедентное, это такое действие, которое что-то кардинально меняет. Всякая кардинальная, сущностная перемена, это - акт трансгрессии, то есть акт пересечения некоей границы между условными мирами. Миров в качественном художественном тексте всегда несколько. Миром является реальность, описываемая в тексте, так как внутри текста герой может путешествовать (как это делал Гулливер или, к примеру, конесэр Иван Северьяныч Флягин у Лескова); миром является сознание каждого из героев истинно-драматического произведения, поэтому смещение угла зрения от внутренней философии одного героя к внутренней философии другого также является актом трансгрессии (поэтому пересечением границы можно назвать и перемену в мировоззрении героя, но эта перемена должна быть отчётливо видна в тексте); миром является также сам язык произведения, ибо то в каких вербальных красках описывается та или иная ситуация задаёт определённый тон восприятия, то есть вступает в отношения с умом автора/читателя.


Изменение, развитие персонажа происходит через конфликт. Конфликт это столкновение полюсов (тезис и антитезис в сумме дают синтез). Герой, как уже сказано, главная константа произведения. Поэтому самоцель всякого истинно-драматического произведения в том, чтобы разрешить внутренний, психологический конфликт героя. Но для того, чтобы этот конфликт был решён, он прежде должен быть осознан. Осознание того, что в душе героя что-то неладно приходит к нему через внешний конфликт. Внешний конфликт это всегда конфликт со средой, которая его окружает. Герой в чём-то чужд той среде, в которую он помещён изначально, и потому он вынужден отправиться в путь. То есть, - ещё раз, - мотив его действий всегда в том, чтобы изменить себя и через то - среду вокруг себя. В дороге, пересекая разные границы, герой разрешает оба конфликта - и внешний и внутренний (сначала внешний, после - внутренний).



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.11.2018. 117
  • 19.11.2018. 116
  • 18.11.2018. 115
  • 17.11.2018. 114
  • 14.11.2018. 113
  • 08.11.2018. 112