142

Ььььь: литературный дневник

Творческий метод для выражения других, отличных от общеиспользуемых, форм мышления и восприятия должен быть построен на искажениях правил русского языка. Например, по свидетельству Дугина раньше, до 15 века, в нашем языке не существовало будущего времени. Употреблялись выражения типа «Зима хощет быти». Или (опять же внимая Дугину) согласно феноменологическому подходу не существует т. н. «красной розы» как понятия. Есть слово - «красное» и есть «роза». Вместо сочетания слов «красная роза» феноменологически верно говорить «роза-бывающая-красной».


Конечно этот принцип следует расширить на всю теорию языка (в данном случае русского) и тогда, может быть, зародятся особого вида умозрения и представления, которые приведут к желанию художественно высказаться, и сделать это с тем, чтобы в душе читателя возникла какая-то человеческая эмоция.
Можно и должно постараться написать эту историю (сюжетно-выстроенную и в то же самое время предельно фрагментированную, что-то вроде истории о пенсионере Юрлове) историю, где каждая глава выражает некую - высшего или низшего порядка - эмоцию. (Согласно классификации переживаний к высшим чувствам принадлежат нравственные, эстетические и интеллектуальные эмоции; к низшим - настроения, аффекты и страсти.) В этом - главный смысл.
Основной же мыслью такой книги должна стать мысль о невозможности опытной передачи искусственному интеллекту всего богатства тёмных иррациональных глубин чувствуемых человеком на самых разных этапах жизни и соответственно полной неспособности его к действительному сопереживанию живым существам, а самое главное в абсурдности самой этой задачи - задачи искусственного воссоздания человеческого сознания.
Передача всего спектра эмоций невозможна ввиду широкого круга причин, среди которых, конечно, важную роль играет отсутствие у нейросети собственного тела, отсутствия способностей или стремления к экзистированию, отделённость и несовместимость с культурой, родителями, этносом и так далее.
Для художественного показывания сложных эмоций, для обмена ими с читателем необходимо провести т. н. ревизию языка. Каждая часть речи, каждое правило или исключение из правила может быть пересмотрено и истолковано в ключе той или иной философской или какой-то ещё системы воззрений. Выше уже приведён пример феноменологической редукции применительно к сочетанию слов «красная роза», но это лишь один из бесчисленных способов искажения языка.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.06.2019. 142
  • 25.06.2019. 141
  • 20.06.2019. 140
  • 18.06.2019. 139
  • 16.06.2019. 138
  • 15.06.2019. 137
  • 14.06.2019. 136
  • 11.06.2019. 135