143

Ььььь: литературный дневник

Сильные эмоции в душе читателя рождаются тогда, когда в художественном тексте он сталкивается с проявлением прекрасного. Но так как - и это общеизвестно - «красота в глазах смотрящего», прекрасно для каждого что-то своё. Однако, кажется, всё же существует формула, которая раскрывает механизм воплощения красоты, в чём бы она не таилась. Лотман, говоря о порождении смысла, описывал механизм избегания автоматизма, это непременное условие хорошего художественного произведения. («Информация противоположна автоматизму: там,где одно событие автоматически имеет следствием другое, информации не возникает.») Следовательно, «красивое» возникает тогда, когда в автоматической, прогнозируемой цепи , - будь то описание (окружающий мир), повествование (реплики и действия) или рассуждение (духовная сфера), - происходит некий сбой.
Все мои учебные тексты в которых присутствовали такого рода сбои были высоко оценены мастерами. В этом смысле показателен пример старухи, которая покупает ненужный ей ширпотреб из Китая, ради поддержки молодой семьи. Автоматизм действий «продажа - покупка» в данном случае нарушен. В прогнозируемую череду действий вмешивается личный нравственный выбор старухи (отчего удивлённый читатель испытывает одно из трёх высших рациональных переживаний, нравственное).
Через тот или иной личный выбор героя раскрывается система декларируемых им взглядов/ценностей.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.07.2019. 148
  • 11.07.2019. 147
  • 09.07.2019. 146
  • 07.07.2019. 145
  • 05.07.2019. 144
  • 04.07.2019. 143