145Психологи твердят, что чувства вины и долга разрушительны для человеческой психики. Они руководствуются представлением об идеале, как о свободной и сильной личности, которая наперекор судьбе добивается своих целей и через то выражает себя. И это-то наглое самоутверждение, эта неприкрытая, бессовестная, психопатическая «воля к власти» постулируется как абсолютное благо, как цель к которой надо стремиться. Подобные представления господствуют в западных обществах, где главной ценностью человека назначена свобода. Но западное общество в наше время совершенно бессмысленно, по крайней мере в том аспекте, что деятельность современного европейца, какой бы она ни была, абсолютно лишена значения, так как в обществе, где каждого интересует лишь самовыражение, принципиально отсутствует всякая ценностная иерархия; более того - отсутствует и конструктивизм в диалоге между людьми и институциями. Это просто набор разнонаправленных действий, лишённых общего культурного вектора. Вместе с утратой чувств вины и долга снимается и всякая ответственность, стирается представление об осознанной личности, которая постоянно должна совершать трудный выбор. На механизмах вины и долга построена мировая финансовая система, основные мировые религии и государственное управление. Кое-кто в Европе считает, что грядущие государства, как и вообще всё будущее человечества, всё это будет построено на обязательстве и ответственности. Именно эти два качества противопоставляются мотивам архаичных обществ. Они, якобы, в отличие от вины и долга не насильственны. Но так ли это на самом деле? Вина и долг – это оценочные понятия негативного оттенка, выдаваемые окружением, то есть это всегда манипулятивная практика со стороны Другого. Обязательство и ответственность – это, как считается, понятия исключительно субъективные, положительно окрашенные. Это конечно не манипуляция, это личная инициатива и её груз, без всякого внимания к любым наружным факторам. Представим это: индивид не испытывает чувств вины и долга за то, что он делает, но он (ни в коем случае не оценивая себя) ответственно осмысляет результат тех или иных своих безрассудств. Это похоже на поведение робота. Выходит, он может совершать насилие по отношению к миру (засорять его) и животным (убивать их), но это как будто неважно в данной риторике; важно, чтобы, совершая что-то, он бы всегда помнил, что он будет отвечать за всё это и отвечать он будет перед самим собой. (Внешний фактор полностью исключён, иначе это уже вина и долг). Как видно обязательство и ответственность освобождённого, «расколдованного» человека - категории совершенно оторванные от каких-либо общих критериев. (Иначе говоря, человек такого будущего подобен художественному произведению которое, по указанию Пушкина, можно оценивать только, исходя из его же внутренней логики.) Кроме того, обязательство и ответственность, поскольку эта мотивация самодостаточна, не предполагает личностного или социокультурного развития. Если вина и долг никогда не удовлетворяются друг другом и потому вынуждены повторять себя, то обязательство и ответственность могут удовлетворяться и вовсе не понуждают следующего такого же шага - «обязал себя, а значит несу ответственность». Так возможен ли социум, который благополучно существует в причинно-следственном круге «обязательство-ответственность»? Весома ли разница между мотивами традиции и мотивами будущего? Каким может быть общество будущего, если оно будет движимо такими представлениями? Вина и долг принадлежат памяти.
Тогда соблюдаются оба условия. Как часть социума человек чувствует себя свободным от любых форм диктата. Как часть природы человек чувствует себя слабым и зависимым. Соответственно, он не ведёт себя по-хамски, взаимодействуя с животным миром и ресурсами Земли, напротив - он воспевает природу, поклоняется ей как Богу, признавая над собой её власть. Так можно обойти базовую оппозицию западно-европейской мысли. Ещё раз: вина и долг - мотивы для взаимоотношений с природой; обязательство и ответственность - мотивы для отношений с миром людей и с собой.
Ницше о противостоянии желания и долга: "Все самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно "Так говорил Заратустра" © Copyright: Ььььь, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике: |