210 Посткапиталистический мир

Ььььь: литературный дневник

Эксизм, экономика доступа (посткапитализм) — Google, Microsoft, Amazon, Uber и другие платформы, зарабатывающие на том, что человек платит за право доступа к их услугам, а фактически — за право продать себя им в рабство. По всему миру, констатирует Елена Ларина, идет процесс завершения трансформации капиталистического классового общества в сословное, а в перспективе в кастовое. Наиболее выраженно эти процессы проводятся в США, Индии, России, Китае, Великобритании.


Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/455973


"Экономика доступа устроена уникальным образом. Если в традиционной экономике потребители приобретают товары и услуги для того, чтобы их использовать в домашней сфере и тем самым вывести из воспроизводства, то в хай-теке дело обстоит иначе. Экономика доступа — это единственный контур экономики, где люди за собственные деньги приобретают средства, необходимые продавцам для извлечения доходов из потребителей. Для того, чтобы пользоваться интернетом, надо купить девайс и оплатить подсоединение. Сделав это, и начав пользоваться девайсом, потребитель реализует свою функцию нового золота, предоставляя данные компаниям цифровой экономики. Экономика доступа проходит три стадии.


На первой стадии она базируется на собственности на данные, связанные с интернет-активностью, в том числе с поиском, онлайн-покупками и т. п. В начале нулевых стартовала вторая стадия, когда люди и компании не только стали бесплатно предоставлять свои персональные и корпоративные данные хозяевам платформ, но и переносить все большую часть активности в интернет, одновременно информируя о своих вкусах, предпочтениях, антипатиях. Наконец, с середины десятых годов вместе с появлением сначала интернета вещей, а на рубеже десятых и двадцатых — интернета всего, любое поведение и любая человеческая активность становятся оцифрованными. А значит, пригодными для обработки и использования.


Завершение в развитых странах формирования интернета всего, базирующегося на умных вещах, домах, городах, делает экономику доступа господствующей и всеобъемлющей. В ближайшие годы платформы и их коалиции смогут собирать и использовать для неявного управления поведением практически все данные о поведении, состоянии любого человека или юридического лица.


Человечество знало две формы присвоения или отчуждения. В докапиталистических формациях элита присваивала волю человека, его свободу и право выбора. При капитализме происходит присвоение результатов труда. При экономике доступа присваивается время пользователей, их внимание и в значительной степени поведение. Собственно, весь современный интернет базируется на подталкивании и манипуляции потребителем в интересах хозяев платформ. Не будет преувеличением сказать, что в экономике доступа имеет место своеобразный микст в виде присвоения внимания, а фактически ограничения свободы поведения. В некоторых существенных чертах все это становится похожим на докапиталистическое принуждение.


Одним из важнейших следствий развертывания экономики доступа на нисходящей фазе глобального развития является стремительный рост неравенства. Например, в США значительная часть жителей Сан-Франциско, Сиэтла и ряда других городов — центров новой экономики — вынуждена менять места жительства, поскольку оказалась не в состоянии оплачивать стремительно растущие счета за аренду и коммунальные услуги, а также справляться с ростом цен буквально на все продукты в магазинах зон новой экономики.


В целом, финансианализм и экономика доступа на наших глазах отбрасывают пропорции распределения доходов в США, Китае, России, в несколько в меньшей степени в Западной Европе к периоду столетней давности. Практически во всех странах мира падает доля доходов 90% населения и стремительно растет доля 0,1%, в который как раз входит элита, и 9,9% топ-менеджеров, разработчиков, программистов, рекламистов, аналитиков финансианализма и экономики доступа.


По всему миру идет процесс завершения трансформации капиталистического классового общества в сословное, а в перспективе в кастовое, состоящее из 0,1% лендлордов или хозяев, почти 10% их интеллектуальной, бытовой и военно-силовой обслуги и остальных 90% населения. Наиболее четко и выраженно такого рода процессы идут в США, Индии, России, Китае, Великобритании, а также в новых индустриальных странах по всему миру. Европа, особенно Западная, сопротивляется, так же как и в целом, наступлению экономики доступа. Однако, это, по всей вероятности, продлится не слишком долго.


НА КРАЮ ПРОПАСТИ


Экономика доступа — реальная сердцевина воспроизводственных процессов на нисходящей фазе глобальной динамики. Интеллектуальная обслуга лендлордов пытается прикрыть её бессмысленными, но хорошо упакованными концептами, вроде четвертой или третьей производственной революции, цифровой экономики и т. п.


Если отбросить наукообразную терминологию и посмотреть на реальные факты, можно констатировать следующее. В преддверии неизбежного терминального кризиса капитализма, отягощенного климатической турбулентностью и технологической сложностью, правящие группы всего мира озабочены решением одной единственной задачи — продлением насколько возможно более-менее стабильного состояния обществ.


Задача стабильности принципиально решается лишь двумя путями: либо снижением внешней неустойчивости, либо повышением управляемости. Неустойчивость климата так же, как и динамика научно-технологического прогресса — это неуправляемые процессы. Единственный вариант — повышение внутренней стабильности, попытка, что называется, заморозить ситуацию перед разверзающейся пропастью.


Эта проблема, хотя и тщательно скрывается от сколько-нибудь широкой публики бенефициарами нынешнего порядка решается повсеместно, опираясь именно на экономику доступа, алгоритмические общества и информационно-коммуникационные технологии. В Китае эти попытки получили название системы социального кредита или, как ее именуют на Западе, — цифрового авторитаризма, в Соединенных Штатах — капитализма наблюдения, экономики платформ или алгоритмического общества, в России — долгого государства «глубинного народа».


При всем различии, противоречивости и конкурентности этих проектов, их объединяет попытка остановить неизбежно наступающее время. Изложив нынешнюю трехконтурную картографию глобальной экономики, в следующий раз можно коротко сформулировать, в чем причины ошибки прогнозирования глобального кризиса, и когда он все-таки, вероятно, начнется."


Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/455973


Андрей Фурсов утверждает, что в посткапиталистическом мире главным объектом присвоения властных групп станет духовная сфера человека, которая выражается прежде всего в его поведении. Это будет отчуждение воли человека и его способности распоряжаться своим сознанием и подсознанием, делать выбор.
"Поскольку капитализм свое отработал, нужна новая посткапиталистическая система, в которой старые аристократии, монархии и капиталистические кланы сохранят власть, привилегии и контроль над населением, но уже не на основе присвоения капитала — овеществленного труда, реализующего себя как самовозрастающую стоимость, а на основе присвоения того, что Карл Маркс называл духовными факторами производства, то есть науки, образования и системы образов.
Однако для того, чтобы эти факторы присвоить, нужно разрушить старые формы. Потому последние 30 лет совершенно сознательно разрушаются системы образования, элитарная наука концентрируется в закрытых структурах, а в массовую сбрасываются третьестепенные темы. На изучение элит и методологию социального анализа гранты не выделяются. Как правило, их дают на вопросы изучения третьего волоска в левой ноздре. Ну и еще на экологию, гендерные исследования, изучение геев и лесбиянок и так далее. А на серьезные вещи — нет.
Каким может быть посткапиталистический строй по замыслу нынешних элит? Это тот, при котором верхушка контролирует духовные факторы производства, ресурсы и поведение людей. Однако дальше всех на данном пути забежал, как ни странно на первый взгляд, Китай — внедренная здесь система социальных рейтингов, ранжирующая доступ к общественным благам в зависимости от поведения, очень хорошо ложится на традиционную китайскую (а также на корейскую и японскую) систему ценностей. Если систему социальных рейтингов дополнить искусственным интеллектом, таким, какой, например, собираются запустить в Москве с 1 июля (официально — для повышения безопасности и постановки диагнозов, эксперимент продлится пять лет — прим. ред.), то мы воочию увидим образ будущего, надвинувшегося вплотную. Другое дело, что в России, скорее всего, гладко не пройдет — что-то сломается, кто-то что-то сворует, а потом все упрется в чиновничий бардак. Хотя он на самом деле наше спасение: затрудняет нам жизнь, но и спасает от тотального контроля. Вот в США, Германии и, наверное, Великобритании это пройдет. Во Франции уже станет сложнее. Однако в любом случае минует год-два и мы будем жить в другом мире, выстроенном по совершенно иным схемам.
<...>
В Англии в XVIII столетии ребенка за украденную булку могли повесить. То есть это очень жестокий строй.
<...>
Думаю, глобальной системы в мире не появится. Целые регионы будут просто вышвырнуты из исторического процесса. Скорее всего, это ждет Африку: на континенте останутся только анклавы, куда люди начнут приезжать и активно эксплуатировать данную конкретную зону.
<...>
— И что же, почти весь мир погрузится в архаику?
— Думаю, что останется несколько десятков, возможно, сотня анклавов, где по-прежнему будет чисто и светло, но где все начнет жестко контролироваться. Однако появятся и такие зоны человеческой ойкумены, куда по доброй воле никто не станет соваться.
<...>
— Когда мы говорим о современных средствах слежения, испытуемых при нынешней эпидемии коронавируса, я правильно понимаю, что их массовое применение будет лишь там, где «чисто и светло»? В анклавах элиты и буферных зонах?
— Уже и термин появился — surveillance capitalism («капитализм наблюдения»). Только это будет посткапитализм. Впрочем, я уверен, что мировая верхушка постарается решить и данную проблему. Наверняка появятся такие гаджеты, которые позволят избранным быть невидимыми и неуловимыми. Вероятно, одна из линий стратификации как раз и пройдет между теми, кто будет виден системам наблюдения, а кто — нет. Кстати, как и сейчас, во время московского карантина, есть те, кто может ездить без всякого QR-кода, и люди, которые этого не могут. Так что верхушка «нового дивного» посткапиталистического мира, безусловно, изымет себя из-под бдительного ока систем наблюдения — и это будет высший пилотаж для представителей элиты, признак избранности, как сейчас, например, возможность заниматься педофилией и не нести ответственности.
Я глубоко убежден, что ребенок, какого бы пола он ни был, не может вызвать у нормального здорового человека сексуальный интерес. Здесь дело в другом — педофилы как бы говорят: «Мы можем делать то, чего не могут другие, мы особые». И вскоре к этой «особости», закрытым клубам, где «широко закрывают глаза», может добавиться функция невидимости. Элита посткапиталистического мира — это, скорее всего, мир «невидимок». Нечто похожее когда-то в романе «Эдем» описал Станислав Лем.
— И которым все позволено, как говорил Федор Достоевский?
— Думаю, что и само ранжирование внутри элиты будет идти по этому критерию: кому-то позволено все, значит, он невидим на 100 процентов, кто-то — на 99 процентов, а другие — только на 50 процентов. Но те, кто станет жить за пределами упорядоченного «светлого» мира (в чем-то вроде большого Сомали), столкнутся с совершенно иными порядками. И неважно, какие это окажутся страны — Бразилия или же пустеющий центр Франции. В условное Сомали может превратиться значительная часто того, что мы пока еще знаем как цивилизованный мир."



Другие статьи в литературном дневнике: