212 Неосимволизм в истории о грибнице

Ььььь: литературный дневник

Настоящее бегство в литературу сегодня возможно лишь путём нового витка в развитии символизма. Кажется, это самый адекватный способ письма в наше время.
Что это такое?
Текст начинается в реалистическом ключе, герои повествования - типичные современники, они действуют и мыслят как наши соседи и коллеги, братья и сёстры. Причём большее внимание нужно уделять тёмным сторонам жизни, социальным низам, а значит первую скрипку будет играть эстетика отвратительного.
Далее с развитием сюжета происходит постепенное замещение героев на их аналоги - чувственно воспринимаемые образы.
Наконец в финале весь сюжет перетекает в художественную условность, сохраняя себя одновременно и как нечто жизнеподобное. То есть фантастика присутствует прямо в жизни героев. Тут важно уметь балансировать между чистым вымыслом и реализмом, объясняя фантастическое и мифологизируя грязь/скуку обыденного.
Важно также как можно полнее схватывать среду, то есть делать героями или значимыми элементами повестования не только живых существ, но и, например, природные явления или временные отрезки. Если реалистическая часть несёт с собой низменные, минорные интонации, то фантастическая - мажорные, возвышенные. Именно так в литературе совершается уход от реальности.


А главное символы должны быть намеренно неуклюжими, примитивными... Скрипящая девушка.


P.S. Очень важно: В романе всегда параллельно развиваются 2-3 конфликта. Так вот, передний, основной конфликт должен быть связан с чем-то невероятным, фантастическим. Именно в нём должно быть нечто потрясающее. Что касается второстепенных сюжетов - в них герои должны быть жизнеподобными и отношения между ними должны быть привычными, реалистическими, узнаваемыми. Собственно и самая проблема в этих подсюжетах должна быть довольно бульварной, связанной с привычными для всех нас мотивами - обогащение, месть, страсть и т.д.


По другому это можно выразить через круги. 3 круга героев. Центральная точка - главный герой. Он взаимодействует с образным выражением основной темы повествования. Образы подбираются неуклюжие и "несиюминутные". Нельзя представлять в качестве образа какую-либо техническую новинку. Хорош, к примеру, образ "Союз Офицеров", поскольку он выражает одну из старинных и широкораспространённых в мире форм организации межчеловеческих связей. Хорош образ "червь в Кремле" и другие, ему подобные.
Второй круг - реалистичные персонажи, с реалистичными устремлениями и взаимоотношениями.
Третий круг - карикатурные эпизодические персонажи.


СТОП! ДАЖЕ НЕ ТАК. ГЕРОИ, А ВЕРНЕЕ ДАЖЕ НЕ ГЕРОИ А ДЕЙСТВУЮЩИЕ СИЛЫ (ЭТО МОГУТ БЫТЬ И ПРЕДМЕТЫ И КАКИЕ-ТО ВЫДУМАННЫЕ СУЩНОСТИ И ГРУППЫ ЛЮДЕЙ И ЧТО-ТО ДРУГОЕ) ДЕЛЯТСЯ НЕ НА ФАНТСАТИЧЕСКОЕ И РЕАЛЬНОЕ, А НА РЕАЛЬНОЕ/ФАНТАСТИЧЕСКОЕ/УСЛОВНОЕ. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ЗДЕСЬ - ЭТО ВОЗМОЖНОЕ, ТО ЕСТЬ НАУЧНО ОБОСНОВАННОЕ, ОНО ОТКРЫВАЕТ СВОЮ СУТЬ В ТЕЧЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ И ТЕМ САМЫМ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В РЕАЛЬНОЕ. А ВОТ УСЛОВНОЕ - ЭТО ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕВОЗМОЖНОЕ, Т.Е. ЛИТЕРАТУРНОЕ.
И ВСЯ-ТО СУТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ПЕРЕСЕЧЬ ГРАНИЦУ МЕЖДУ РЕАЛЬНЫМ И УСЛОВНЫМ. ДЛЯ ЭТОГО ГЕРОИ ВНАЧАЛЕ ВЫСТАВЛЯЮТСЯ РЕАЛИСТИЧЕСКИ. ЭТО ПОЛНОСТЬЮ УЗНАВАЕМЫЕ, ЖИЗНЕПОДОБНЫЕ ЛЮДИ СО СВОИМИ ВСЕМ ЗНАКОМЫМИ БЫДЛЯЦКИМИ МОТИВАМИ - ДЕНЬГИ, ВЛАСТЬ, СЕКС И ТАК ДАЛЕЕ.
НО! ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТА ПРОИСХОДИТ СНЕСЕНИЕ ГЕРОЕВ (ВЕРНЕЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ СИЛ) С УСЛОВНЫМИ ЗРИМЫМИ ОБРАЗАМИ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, СЮЖЕТ, НАЧАВШИСЬ КАК БЫТОВАЯ ИСТОРИЯ, К ФИНАЛУ ПЕРЕНОСИТ ИХ БЫДЛЯЦКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НА ФИЛОСОФСКИЙ УРОВЕНЬ.
ПРОИСХОДИТ ОБОБЩЕНИЕ.
НЕМАЛОВАЖНО, ЧТОБЫ В СЮЖЕТЕ ИМЕЛАСЬ ТАКЖЕ ХОТЯ БЫ ОДНА ОТСЫЛКА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ ИНФО-ПОВОДУ ИЗ ПОВСЕДНЕВНОЙ НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ (ЧТО-НИБУДЬ ВРОДЕ УБИЙСТВА КЕННЕДИ).


Далее взаимодействие главного героя с ирреальным концепт-образом и персонажами второго круга постепенно приводит к решению главной проблемы и разрешению основного конфликта - то есть к расшифровке концепт-образа.




Помимо этого нельзя забывать, что новые города, новых людей, а таже необыкновенные события, как и вообще ОПИСАНИЯ ВСЕГО УСЛОВНОГО - всё это нужно УМЕТЬ ПОДАТЬ (чтобы читатель облизнулся).
Как учил незабвенный Куликов насчёт летающих женщин.



Другие статьи в литературном дневнике: