312 Путь, истина и жизнь

Ььььь: литературный дневник

Сначала человек долго и мучительно объясняет мир. Верно следующее объяснение:
- существует вечная единая истина, ведомая одному только Богу, о которой мы можем лишь смутно догадываться;
- также существует множество правд, - "докса" по-гречески, - относительных и субъективных, которые нам давно и хорошо известны. (Эти множественные правды не что иное как ложь, но и ложь здесь часть Божьего промысла, ведь и дьявол сотворён был на небесах.)


Таким образом, солнце истины озаряет всю внешнюю и внутреннюю реальность человека, и потому он вынужден ходить в свете. Природное задание человека состоит в следующем: употребить свои таланты на то, чтобы путём уточнений, отступлений, иносказаний как можно дальше уйти от этого всепроникающего света и улечься во тьме. Исполняя это задание, человек сплетает полог своей личной правды - нечто подобное лёгкой накидке над головой. Она защищает глаза и кожу от разящего солнечного луча, а ещё преломляет истину ворохом так называемых «мудростей». Из этих «мудростей» и составляется рассудочная правда/ложь каждого из нас.

Однако, в мире, созданном и осиянном Богом, скрыться от света полностью априори невозможно; абсурдно в самом замысле. Тем не менее человек по природе всегда занят поиском границы, куда свет истины не заходит вообще - он жаждет почивать в густой темноте. В этой вечной жажде бежать от света и принципиальной невозможности её утоления заключена суть самой жизни. Иными словами жизнь дана человеку ради греха, но и грешить он должен лишь для того, чтобы постоянно каяться - поскольку кроме ветхого полога личной правды, никакого укрытия от беспощадного света истины на земле нет.


Путём неустанных поисков тьмы, а проще - путём прегрешений, человек всё более полно и честно уясняет мир и так обретает в нём своё место. Поиск тени помалу сходит на нет. То есть одновременно с утратой жизненной энергии человек сознаёт, что поиски бессмысленны и оттого всё больше и больше вверяется свету истины. А это приводит к всеприятию, от которого уже полшага до христианской любви, ведь христианин должен суметь полюбить сущее даже в самых нелицеприятных обличиях его.
И только на фундаменте любви, как её проявление и результат, рождается настоящее творчество. Человек действительно научается ощущать и выражать Красоту лишь тогда, когда она вызвана в нём любовью.


"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая и кимвал бряцающий"


Итак:
сначала ПОЗНАНИЕ
затем ЛЮБОВЬ
и, наконец, ТВОРЧЕСТВО


"Медный змий" (Полог личной правды)
После многих лет странствий по каменистой пустыне иудейский народ, ведомый из Египта пророком Моисеем, стал терять веру и роптать. В результате при пересечении страны эдомитов последовало Божье наказание из змеев «огненных», от которых погибло много народа. После этого израильтяне раскаялись и упросили Моисея помолиться за них Господу. По повелению Божию Моисей изготовил тогда медного змея и закрепил его на шесте (Чис. 21:4—9).
Всякий ужаленный змеёй, взглянув на медного змея, оставался живым (Чис. 21:9).


В другой книге Библии упоминается, что змей впоследствии стал для евреев кумиром, идолом для поклонения, и поэтому уничтожен среди прочих царём Езекией как святыня языческого культа.



Другие статьи в литературном дневнике: