315 Риторика. Аристотель

Ььььь: литературный дневник

Аристотель в своей "Риторике" приводит три метода убеждения:


1. Этос (нрав)
Этос — это обращение к авторитету ораторствующего, а также к нравственным ценностям, которые участники аудитории разделяют по отношению к предмету разговора.
Если докладчик знает или предполагает, что участники аудитории имеют определенные моральные ценности, он может обратиться к этим ценностям, чтобы поддержать свои идеи. Для того, чтобы сделать это, оратор должен продемонстрировать, насколько его мысль согласуется с этими моральными ценностями. Важно также, чтобы докладчик доказал, что он владеет языком, относящимся к предмету выступления:
- являясь экспертом в обсуждаемой области,
- продемонстрировав владение языком данной сферы
- получив рекомендацию от авторитетного лица


2. Пафос (настроение)
Пафос — это обращение к эмоциям аудитории. Сюда относятся сочувствие, жалость и сопереживание. Пафос подаётся в виде метафоры, сравнения, страстного выступления или даже простого утверждения, что вопрос решён несправедливо. Пафос может быть полезным, но большинство речей не полагаются исключительно на пафос. Пафос наиболее эффективен, когда оратор демонстрирует согласие с базовыми ценностями читателя или слушателя.


Кроме того, спикер может использовать апелляции к страху, для того чтобы повлиять на аудиторию. Пафос может также включать в себя призывы к воображению и надеждам аудитории; это достигается тем, что спикер рисует сценарий позитивного будущего в результате предлагаемых мер.


3. Логос (логика)
Логос — это логическая непротиворечивость (или её симуляция). При этом методе обычно привлекаются факты и цифры в поддержку утверждения оратора. Использование логоса также усиливает метод этоса, поскольку подчеркивает информированность оратора и его подготовленность. Однако, чрезмерное обилие данных запутывает аудиторию. Логос может также вводить в заблуждение или быть неточным, хотя и казаться значимым в момент выступления. В некоторых случаях неточные, поддельные или вырванные из контекста данные могут использоваться для усиления эффекта от пафоса. Так обстоит дело, например, с сознательно завышенным или заниженным количеством жертв.



Аристотель не принял во внимание, что существует ещё и 4 метод убеждения - ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ.



Другие статьи в литературном дневнике: