445 План психолингвистического анализа текста
Ььььь: литературный дневник Первое: С кем соотносит себя читатель? Либо с фокальным персонажем. Либо с языковой личностью автора.
Второе: Что сразу бросается в глаза, как отклонение от некоей условной нормы? Найди самобытные элементы текста! Исходя из них, затем проводится комплексный анализ. Для этого надо задать вопрос: «Что и как именно выражает текст?»
Замечания по содержанию:
- Подразделяем избранный фрагмент на несколько микротем (больше по содержанию, чем по форме).
- Ищем как автор (в текстах формы) или его фокальный персонаж (в содержательных) высказывает своё ОТНОШЕНИЕ к происходящему в самом тексте, а также, какие эмоции от этого передаются читателям. Отслеживаем динамику перемен в эмоциях. Наличие модальности в тексте (вводные конструкции, частицы и т.д. Это касается текстов без я.л. и фок. п.: Бунин, Добычин, Гоголь, Платонов, Булгаков, Сорокин)
- Анализируем, как означенные эмоции (или другие лингвосп. понятия) продуцируются идейно.
Используемые риторические тропы (смысловые: металогизмы и метасемемы)
Замечания по форме:
На уровне абзаца:
Анализируем связность текста. Какие способы межфразовой связи используются. Какой тип связности используется: последовательный, дистантный, смешанный.
Анализируем цельность текста. Наличие открывающей и завершающей фраз. Отсутствие тематического соскальзывания.
Особенности построения абзаца в целом. Наиболее используемые типы текста.
Как полученные результаты раскрывают лингвосп. понятие?
На уровне предложений:
Анализируем особенности синтаксиса. Наиболее распространённые типы осложнения предложений (сочинение или подчинение, виды вводных конструкций и слов). Форма предложения негативная, активная, вопросительная и т.п. Предложения по цели высказывания: экспрессивы, комиссивы и пр. Прямой или инверсированный строй предложений. Количественное соотношение частей речи. Динамика изменений при переходе от одной микротемы к другой. Типы используемых формальных риторических тропов (метатаксисы).
Как полученные результаты раскрывают лингвосп. понятие?
На уровне слова:
Анализируем особенности словоупотребления и словообразования, если таковые имеются. Наиболее часто используемые слова. Наличие отсутствие диалектов/сленга/жаргона и пр. Их роль в тексте и вероятный смысл.
Типы используемых риторических тропов (метасемемы)
Как полученные результаты раскрывают лингвосп. понятие?
Если форме в анализе отдана более важная роль, то далее мы концентрируемся на языковой личности автора, то есть формируем в душе ряд стилистических установок и сквозь них, как сквозь призму, смотрим на вымышленную реальность.
Если же содержанию мы придавали в аналитической части большее значение, то далее в тексте мы сконцентрируемся на фокальном персонаже, его убеждениях и реакциях.
Таков самый общий подход.
Портрет языковой личности (подразумевается отождествление с фокальным персонажем, но только в «Портрете…» даются формальные свойства письма, а ниже в самом тексте – уже содержательные)
Далее вводим пояснение к выбору языковой личности и предыстория этого лица, например: "...Выявленные характеристики бунинского стиля в художественной части должны быть скопированы и доведены до предела, поэтому повествование a-la Бунин должно развиваться либо в безличной манере (и тогда фоном могут быть представлены внешние обстоятельства, такие как природа/погода/общий антураж и т.д.), либо же как хроника событий, притом внимание фокусируется на психологической жизни излагающего, а событийный ряд подаётся к нему как гарнир."
© Copyright:
Ььььь, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике: