447

Ььььь: литературный дневник

В монографии Александра Дугина об эволюции парадигматических оснований науки предлагается немного иной взгляд на историю. Александр Гельевич находит корни современной науки не в трудах магов Возрождения, а у мыслителей Реформации, указывая в качестве главного аргумента в поддержку своей позиции на тот факт, что Джордано Бруно, Кампанелла, Фичино и Пико опирались на холистский (т.е. целостный) принцип, а в онтологическом плане придерживались манифестационистского подхода (т.е. стремились вычленить связи между творением и абсолютом (здешним миром и миром божественным)).
Однако, на мой взгляд такая точка зрения не учитывает некоторых чрезвычайно важных аспектов.
- Начать хоть с того, что гелиоцентрическая система была введена в интеллектуальный дискурс задолго до Реформации и самым серьёзным образом повлияла на итальянских гуманистов. Гелиоцентрическая система связана с верой в солнце, с языческой диадой Геката/Аполлон.
- Второй неучтённый Дугиным аспект - психопатическая зацикленность философов ренессанса на магических знаниях, сулящих овладение миром. Жажда земной власти любой ценой впервые сделалась предметом глубочайших философских изысканий лишь в 15 веке.
- И третий серьёзный аспект, упущенный Дугиным – общий эзотеризм ренессансной мысли. Да, с приходом Реформации «на свету» остаётся выхолощенная псевдохристианская обёртка, этакий платонизм для масс в разных толках, однако это не старт, а проходной рубеж на уже избранном направлении. Герметический платонизм или, говоря по-другому, платонизм для элит не то, чтобы отнесён к группе тайных учений именно в тот момент (он испокон был религией для немногих), скорее тогда он в первый раз получает подобающее оформление.
Иначе говоря, языческий манифестационизм, о котором печётся Дугин, вовсе не исчезал, он лишь спрятался за спину всё более «розовеющего» христианства на 500 лет. И исчезновение из поля зрения его началось именно с магов Возрождения, с пантеистских мотивов в учениях Бруно и Кампанеллы. Уже в их трудах мистика начинает прятаться в умолчаниях и огрублениях. Подтверждением этому конспирологическому тезису может служить ещё тот факт, что в учебники с официально проводимой линией по истории науки, на протяжении веков попадают одни и те же имена, хотя за столь долгий срок во дворце рассудочных знаний побывало достаточно диссидентов с взрывчаткою под полами своих сюртуков и зудящим желанием поколебать это мрачное и сырое здание. Кто-то или что-то явно руководит генеральной линией – линией «устойчивого развития». И по тому треку, которым уже открыто движется западный мир в наши дни, можно без труда определить имя этого светоносного руководителя.
Александр Дугин обходит стороной гностическое зерно в современной технике, я же полагаю верным искать смысл тотального порабощения человечества техникой, возведённой на пьедестал магией Бруно, в хитросплетениях гностицизма. В люциферистском, каинитском и прочих своих ветвлениях гностицизм ставит целью освобождение духа от уз материи. Значит ровно этой же самой должна быть цель техники, как таковой. Проект физического уничтожения всякой живой материи.



Другие статьи в литературном дневнике: