Дневник на столе

Владимир Каев: литературный дневник

Интервью с Андреем Зориным от 2019 года опубликовано "Арзамасом" под титулом "Искусство помогает человеку прояснить собственные эмоции". Помогает, но процесс этот длителен и дневник оказывается кстати. В интервью о дневнике упомянуто вскользь, мне этого хватило, кстати пришлось.


"Технология ведения дневника для читателей часто воспринимается как что-то ультрасовременное. Но дневник как способ отчета перед другими существовал еще в архаических монашеских сообществах. Монах записывал свои чувства, переживания и поступки, чтобы его товарищи – а главное, старшие – могли оценить их и дать ему необходимые наставления. Практика ведения такого публичного дневника существует очень давно. А вот изобретение дневника, который человек ведет для себя, – это относительно новое явление. Автор дневника здесь конструирует себя в качестве читателя, ведет разговор с собой. Это очень сложный и изощренный способ коммуникации".


Изощрённый. Сам себе верный читатель, раз за разом возвращаюсь ко времени прошедшему, находя в этом и прок, и удовольствие. Впадая в детство, перечитываю фрагмент, в котором тема литературного творчества подана в диалогах обитателей Цветочного и Зелёного городов. Была такая запись в дневнике от 19.11.2019, "Авторский инструментарий". Изымаю страницу из дневника, слегка правлю, переношу в раздел "Циклическое чтение". Туда ему и дорога. Для меня сам факт возвращения к теме значим. Повторы, повторы… ритмические движения вызывают острое желание повторять… пройденное… мать чего-то там.


Николай Николаевич Носов остался на полках детской библиотеки, другое дело Андрей Леонидович Зорин, с этим специалистом по истории эмоций надо разобраться. У меня к нему особый интерес. Пока же извлекаю цепочку следов, фразы из интервью, не зря же вернулся…:


"… сакраментальный вопрос «а это действительно любовь?» подразумевает наличие понятных образцов чувствования и поведения, с которыми и принято сопоставлять личный опыт.
… думаю, что с любовью в старом романтическом смысле дело обстоит неважно.
… Едва ли мы способны выдумать новое чувство – но культура создает его «символические образы», учит его переживать и проявлять.
… бунт интеллектуалов против того, что в мире современного капитализма они оказываются (или, точнее сказать, мы оказываемся) отодвинуты на периферию, и из этого вырастает яростное стремление занять лидирующую позицию. Цифровая среда создает удобное пространство для попытки такого рода реванша.
Каждый человек склонен переоценивать значимость того, что он делает. … приятно думать, что язык определяет реальность. Никакому здравомыслящему обывателю такая странная мысль в голову не придет, человек по собственному опыту знает, что язык описывает реальность – или относительно прилично, и тогда ты с грехом пополам сможешь в ней ориентироваться, или вовсе плохо, и тогда ты, скорее всего, пропадешь".


Точку не ставлю, многоточие уместнее. Дело в том, что у Андрея Леонидовича впервые встретил интересный тезис, на мой взгляд, отражающий степень идиотизма нынешней эпохи в части… нет, лучше цитаты.


"Шестое чувство советского человека – это чувство глубокого удовлетворения. Каждая статья тогда начиналась со слов «с чувством глубокого удовлетворения советские люди восприняли решения…» и пр. Вот сейчас таким шестым чувством постсоветского (и не только постсоветского) человека становится чувство праведного негодования, которое дает тебе ощущение моральной правоты. Обида – возможность испытывать праведное негодование – позволяет повысить самооценку, поставить себя в позицию человека, выносящего вердикты и оценки. Я никогда не думал, что такое увижу, и смотрю на происходящее с непрекращающимся изумлением. … Сейчас уязвимость встроена в репрессивный механизм, в требование изгнания нарушителя из сообщества. Ты обижаешься для того, чтобы наказать обидчика, причем от имени всей группы.
…очень трудно понять, как можно нарушить границы чьей-то личности в сети. Сиди в своей комнате. Если тебе кажется, что кто-то тебя в интернете обижает, – выйди из него. Закрой страницу. Но оказывается, что тот или иной пост – это почти преступление, покушающееся на самые основы чьей-то идентичности. Мне трудно сказать, полагают ли те, кто устанавливает эти этические стандарты, что отстаивают что-то личное и субъективное, но в любом случае речь идет о выполнении коллективных ритуалов и табу. Мы сидим в социальной сети и вроде бы защищаем личное пространство, но правила нашего поведения вполне свирепы, и они коллективистские, а не индивидуалистские".


Начал с темы дневника, оказался на территории шестого чувства. Не знать, где окажешься – вот для чего стоит тратить время на чтение и письмо.



Другие статьи в литературном дневнике: