Дневник на столеИнтервью с Андреем Зориным от 2019 года опубликовано "Арзамасом" под титулом "Искусство помогает человеку прояснить собственные эмоции". Помогает, но процесс этот длителен и дневник оказывается кстати. В интервью о дневнике упомянуто вскользь, мне этого хватило, кстати пришлось. "Технология ведения дневника для читателей часто воспринимается как что-то ультрасовременное. Но дневник как способ отчета перед другими существовал еще в архаических монашеских сообществах. Монах записывал свои чувства, переживания и поступки, чтобы его товарищи – а главное, старшие – могли оценить их и дать ему необходимые наставления. Практика ведения такого публичного дневника существует очень давно. А вот изобретение дневника, который человек ведет для себя, – это относительно новое явление. Автор дневника здесь конструирует себя в качестве читателя, ведет разговор с собой. Это очень сложный и изощренный способ коммуникации". Изощрённый. Сам себе верный читатель, раз за разом возвращаюсь ко времени прошедшему, находя в этом и прок, и удовольствие. Впадая в детство, перечитываю фрагмент, в котором тема литературного творчества подана в диалогах обитателей Цветочного и Зелёного городов. Была такая запись в дневнике от 19.11.2019, "Авторский инструментарий". Изымаю страницу из дневника, слегка правлю, переношу в раздел "Циклическое чтение". Туда ему и дорога. Для меня сам факт возвращения к теме значим. Повторы, повторы… ритмические движения вызывают острое желание повторять… пройденное… мать чего-то там. Николай Николаевич Носов остался на полках детской библиотеки, другое дело Андрей Леонидович Зорин, с этим специалистом по истории эмоций надо разобраться. У меня к нему особый интерес. Пока же извлекаю цепочку следов, фразы из интервью, не зря же вернулся…: "… сакраментальный вопрос «а это действительно любовь?» подразумевает наличие понятных образцов чувствования и поведения, с которыми и принято сопоставлять личный опыт. Точку не ставлю, многоточие уместнее. Дело в том, что у Андрея Леонидовича впервые встретил интересный тезис, на мой взгляд, отражающий степень идиотизма нынешней эпохи в части… нет, лучше цитаты. "Шестое чувство советского человека – это чувство глубокого удовлетворения. Каждая статья тогда начиналась со слов «с чувством глубокого удовлетворения советские люди восприняли решения…» и пр. Вот сейчас таким шестым чувством постсоветского (и не только постсоветского) человека становится чувство праведного негодования, которое дает тебе ощущение моральной правоты. Обида – возможность испытывать праведное негодование – позволяет повысить самооценку, поставить себя в позицию человека, выносящего вердикты и оценки. Я никогда не думал, что такое увижу, и смотрю на происходящее с непрекращающимся изумлением. … Сейчас уязвимость встроена в репрессивный механизм, в требование изгнания нарушителя из сообщества. Ты обижаешься для того, чтобы наказать обидчика, причем от имени всей группы. Начал с темы дневника, оказался на территории шестого чувства. Не знать, где окажешься – вот для чего стоит тратить время на чтение и письмо. © Copyright: Владимир Каев, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|