Джон Ирвинг и первая фраза
Люблю субботу. Еще со школьных лет, наверное. Этот день кажется каким-то праздничным и бесконечным. (Тем более, что впереди еще один выходной.) Этот день - предвкушение чего-то необычного. Ну и прежде всего - ОЧЕНЬ МНОГО СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ!
Но что я делала в эту субботу? Я весь день читала! Вместо того, чтобы смотреть любимые передачи по ТВ или где-нибудь на Ютубе получать новую ценную информацию или смотреть любимые фильмы - я занималась исследованием.
А началось всё с книги Лизы Крон "С первой фразы". Книгу я купила в том году, в одной из поездок в Питер, в Доме Книги. Цена книги "кусалась", но эта книга представляла для меня куда большую ценность. Потому я ее купила. Но одолела не сразу. В том году точно не одолела (то есть в 2018). Ну и в этом - тоже она мне далась не сразу - показалась очень сложной и занудной. Хотя я пыталась ее читать и с конца, и с середины. Начало - вообще не пошло. Отложила. И вот недавно, буквально пару дней назад - когда у нас на два дня отключился свет, по причине непогоды - я решила что-нибудь почитать.
Пришло время и для Лизы Крон с ее неудобоваримой книгой. На этот раз ничего не отвлекало - и чтение пошло легко. Правда, с середины - где открыла наугад.
Информация полилась потоком. Карандаш не успевал подчеркивать - всё было важно.
Потом я вернулась в начало - на первые страницы. Как ни странно - тоже всё понимала. Словно кто-то щелкнул пальцами и зажегся свет. И вот - я наткнулась на некое откровение о первом предложении. В первом абзаце (желательно) - а лучше в первом предложении - надо уместить весь сюжет.
Абсурд, подумала я. И всегда так думала. То есть, когда начала читать эту познавательную книгу. Зачем это нужно? Сюжет в первом предложении? чтобы потом никто не читал? а где интрига и всё такое?..
Но так как я уже дочитала до конца эту книгу и Лиза Крон уже вызвала у меня доверие - пришлось вникать в этот абсурд.
был очень красноречивый пример и подробное объяснение почему это работает.
И еще была фраза Джона Ирвинга - прям рекомендация всем авторам - насчет этого первого предложения.
Кто такой Джон Ирвинг? и можно ли ему доверять?
Я полезла в интернет (благо, электричество уже включили) и решила по его романам убедиться, что он придерживается того, о чем советует. Забегу вперед и скажу - что только один его роман этому соответствовал в какой-то мере. И это был первый роман, который я начала читать. "Мужчины не ее жизни". В англ.переводе - Вдова на один год.
Итак, я начала свое исследование - и начала с романа Мужчины не ее жизни.
Гм. Первая фраза была совсем не о сюжете. Не как в примере Лизы Крон. Сюжетом там и не пахло. Если же и был какой-то намек о сюжете - то только через несколько абзацев. Там, по сути, целый абзац говорил О ЧЕМ ЭТОТ РОМАН.
==="Четыре года – слишком юный возраст, чтобы Рут могла запомнить Эдди или его пенис в каких-либо подробностях, но Эдди запомнил ее. Тридцать шесть лет спустя, когда ему будет пятьдесят два, а Рут – сорок, этот злосчастный молодой человек влюбится в Рут Коул, но даже и тогда он не пожалеет, что спал с ее матерью. Но, к сожалению, то уже будет проблема самого Эдди. А эта история – про Рут".====
Да, вот здесь есть намек на сюжет. Но не первая же фраза! А в самом начале - эпизод, как Рут, которой было 4 года, услышав стоны в комнате матери - пошла туда среди ночи, решив, что маме плохо. И застала двух любовников. И тот самый Эдди - прикрыл свою наготу колпаком от светильника.
Ну, типа что можно запомнить в 4 года? Сцена, конечно, слегка шокирующая - да еще и ребенка туда приплели. Мда уж... Как я потом убедилась по другим романам Джона Ирвинга - он не гнушается шокировать читателя чем бы то ни было. И в этом романе - такого "материала" предостаточно. Да, роман 1998 года, а пишет он о событиях 1958 года. Все герои собраны в этот промежуток времени.
Зачем была нужна эта сцена в начале романа? чтобы потом сказать, что Эдди влюбится в Рут, когда она станет взрослой? И что вообще эта история Рут?
Хотя это почти ложь - потому что половина романа посвящена истории той самой женщины - матери Рут, Марион и этого самого паренька Эдди. По сути - весь роман об их отношениях. Рут там есть, конечно, но даже она - не главная героиня. А эти оба.
Может, потому роман и начался с этого эпизода?..
В общем, Джон Ирвинг, сказавший (кому-то) - «Если возможно, расскажите весь сюжет романа в первом предложении» - отнюдь не придерживался своего совета.
Перелистав начало нескольких его романов - я этого не увидела.
Да и ни у кого не увидела. Ну только если Лев Толстой обронил в "Анне Карениной" ту знаменитую фразу про счастливые и несчастливые семьи. Но можно ли это считать сюжетом?
Как вообще воспользоваться этим советом Джона Ирвинга и Лизы Крон? Ну КАК?
Я попыталась. У меня получилось несколько таких заготовок с намеком на сюжет - в моем романе (который редактируется уже несколько лет). После этого у меня болела голова. Может, вообще не надо? ну его, это первое предложение С СЮЖЕТОМ?.. кто так делает? Да никто! В тот день я пролистала несколько книг различных авторов. Не было и намека на сюжет. Ни слова! О чем угодно - только не о сюжете.
Но начав исследование о первой фразе с сюжетом - я уже не могла оторваться от романа Джона Ирвинга. Вот в этом - он мастер: увлечь читателя. И я замечала эти "крючки" - предпосылки, по словам Лизы Крон. Это интересно - когда замечаешь, на чем у читателя вызывают интерес - некий намек на будущие события.
Да, и всё это делается свободно. Рассказывается о том, что будет. Пара слов - но читатель уже на крючке - да? и как это будет?
Таким крючком был намек, что Эдди влюбится в Рут, в ту самую, которая заглянула в спальню матери, когда ей было 4 года. Это уже сильная зацепка - разве читатель отпустит книгу, пока не узнает, КАК Эдди влюбился в Рут? что это за история? и как он будет себя чувствовать, если он был влюблен в ее мать?
Зацепка есть. И очень сильная. Ощутила на себе. Хотя и видела все эти моменты - но было очень интересно УЗНАТЬ, что будет дальше.
И что? автор спешил к развязке? К моему великому удивлению - он растянул свой роман на огромное количество страниц. Он вообще НИКУДА НЕ СПЕШИЛ!
Кинул пару фраз, заинтересовал читателя - дал затравку - и спокойно болтал о чем угодно. Он мог говорить об отце Рут, о матери, о ее братьях, о неудачном браке родителей или писательстве ее отца - и читатель это проглатывал, так как у него уже сияло в мозгу огромными неоновыми буквами, что впереди интересная история "про любовь"!
1 часть вообще только история Марион и Эдди. Я даже подумала - а при чем тут Рут? и будет ли о ней какая-то история?
Да, была. Нельзя же было разочаровать читателя. Про Рут было. Что Рут станет писательницей - было еще на первых страницах (тоже затравка). Но Рут появилась только во 2 части. Когда ей было 36. И да, она была писательницей.
Но я, как читатель, конечно же ожидала продолжения той предпосылки, что между Рут и Эдди будет роман. Хотя там не было сказано о романе - просто Эдди влюбится. Но ожидания не были оправданы. У Рут была своя жизнь, а Эдди хотя и околачивался рядом,как друг - но о любви не могло быть и речи. Обман?! Нет, в 3 части романа (заключительной) промелькнуло - что Эдди вдруг влюбился в Рут (когда она стала вдовой). Но это было ненадолго. Потом он осознал (когда Рут второй раз вышла замуж), что он всё-таки любит Марион - ее мать.
Что меня удивило в этом романе? Бесконечное бла-бла-бла. По делу и просто так. Целыми кусками были главы романа Рут или романа Эдди (он тоже стал писателем, как и хотел). Сказки ее отца Теда - тоже во всей полноте. Письма, дневник Рут. Даже подписанные ею открытки. Всё это было нужно для сюжета. Якобы. Но показалось слишком растянутым.
Или мы не привыкли читать романы на 640 страниц? нам подавай бестселлер на 200 или 180 стр.? чтобы поскорее и занимательнее?..
Ну вот, я читала. И не могла оторваться - несмотря на все эти длинноты и прочее. Написано мастерски. И знает, где дать предпосылку, закинуть крючок - интерес читателя уже не оставит.
Вот так я провела субботу. Правда, за один день не удалось одолеть весь роман. Пришлось заглянуть в финал, а на следующий день дочитывать, что пропустила. И там оказалось очень много интересного - даже детективная история. (Это уже с Рут-писательницей.)
А вот другие романы Джона Ирвинга - не захватили с первой страницы. Было что-то нудное и скучное. Быть может, чтиво, рассчитанное больше на мужчин.
Роман "Человек воды" - вообще начинается с описания проблем героя с его мочеиспускательным каналом. Это что - захватывающе?.. Он сначала ноет о своей болячке, потом рассказывает о визите к доктору, которого посоветовала "ее гинеколог". "Ее" - это было в первой фразе, между прочим. Это оказалась его подружка. А он не старец с болячками - а 29-летний мужчина. Но... первое впечатление ликвидировало всякий интерес к этой истории. Что там за девушка и что у них за идиллия такая и прочее.
То же самое и другие романы. Смотрела начало - хотя бы первые абзацы. Нет, ничего и близко не было к тому, о чем он говорил. Ни-че-го. Ну и даже то, что он описывал было скучно. Хотя пишет он мастерски.
В результате - я усомнилась в советах Лизы Крон. Пока только о первом предложении,в котором надо дать максимальную информацию о сюжете.
Может, это интересно. Но выполнимо ли? Некоторые авторы даже самую минимальную информацию о герое утаивают чуть ли не до конца книги (в повести, романе). А тут раскрыть карты в первом же абзаце? Это как?
Наверное, все мы скрытные по натуре - особенно, авторы. Мы хотим растянуть повествование и экспозицию (начало романа) как можно дольше. Ну и про героя - тоже. Чтобы он был непонятным и загадочным. Ключевое слово - НЕПОНЯТНЫЙ. Вот действует, совершает какие-то поступки, даже о чем-то думает в себе - но! - его душа для нас потемки! Пусть читатель сам делает выводы из его поступков - кто он и что он.
А это легко? Что уж говорить про сюжет?.. Разве кто-то огорошит читателя сюжетом целой книги?
Хотя - сейчас есть аннотации: надо дать информацию по сюжету, завлечь читателя. Может, аннотация - и есть ПЕРВАЯ ФРАЗА (с сюжетом)?
Когда можно вообще выкладывать всю информацию о герое? по капле или сразу, обухом по голове?..
Да уж, задала Лиза Крон загадку. Может, это у них на Западе, в европах так книги пишут?..
Другие статьи в литературном дневнике:
- 27.11.2019. ***
- 25.11.2019. ***
- 03.11.2019. Джон Ирвинг и первая фраза