3. Философские термины

Евгений Говсиевич: литературный дневник

3. Ф И Л О СО Ф С К И Е Т Е Р М И Н Ы


А


Абсанс – кратковременное затемнение (отсутствие) сознания.
Аверроизм – направление философии эпохи Средневековья и Возрождения, основанное на идеях арабского философа Аверроэса.
Агапизм – любовь к ближнему. В отличие от эроса, агапе имело значение деятельной любви (Платон).
Агностицизм – учение, отрицающее познаваемость объективного мира (Кант, Монтень).
Агон – борьба или состязание у греков, но главным образом, агонами назывались игры, происходившие по поводу религиозных или политических празднеств.
Азазель – у древних евреев козлообразный бог пустыни, злой дух.
Акафист – хвалебное церковное песнопение.
Акциденция – случайное состояние, несущественное свойство предмета (антоним – субстанция).


Алая и Белая роза – Ланкастерская и Йоркская линии английской династии Плантагенетов, на гербе которых были алая и белая роза соответственно. Война за престол между этими домами происходила в 1455-1485 гг. и закончилась взаимным истреблением и приходом к власти представителя младшей линии Ланкастеров – Генриха VII Тюдора, положившего начало династии Тюдоров (1485-1603 гг.) и объединившего в своём гербе Алую и Белую Розы.


Аллюзия – шутка, намёк. В художественной литературе, ораторской и разговорной речи одна из стилистических фигур: намёк на реальный политический, исторический или литературный факт, который предполагается общеизвестным.
Альтруизм – бескорыстная забота.
Амбивалентный – двойственный, характеризующийся одновременным проявлением противоположных качеств.
Андеграунд – направление в искусстве, идущее в разрез с общепринятым.
Анестетичный (фригидный) – лишённый чувственности мужчина (женщина).
Анимизм – верования в душу и духов и их влияние на жизнь людей, животных и явления окружающего мира.
Антиклерикализм – общественное движение, направленное против церкви и её господствующей роли в обществе.
Антиномия (апория) – неразрешимое противоречие.
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.


Апатия – 1) способность мудреца управлять собой, не радоваться наслаждениям и не страшиться страданий обыкновенных людей;
2) душевная невозмутимость, состояние покоя, когда чувства и страсти не мешают деятельности разума (понятие стоиков).

Апокалипсис – последняя книга Нового завета (Откровение от Иоанна), в которой говорится о «зверях», управляющих Римом, о грядущем Страшном суде и о приходе «Спасителя-помазанника» Иисуса Христа.


Апостериорный – опирающийся на опыт, основанный на знании фактов.
Апория – см. антиномия.


Апперцепция – воздействие предыдущего опыта на психику человека, на его восприятие предметов, явлений. Прошлый опыт может заставить с опасением отнестись к впервые увиденному объекту, но сходному с тем, который ранее доставил неприятности («Обжегшись на молоке, дуешь на воду»).


Априорность – предшествование опыту, независимость от него (понятие философии Эпикура).
Арабеск – оттенок причудливости.
Архонт – высшее должностное лицо в древнегреческих городах-государствах.
Атараксия – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец.
Аутентичность – достоверность, подлинность.
Ахейцы – жители римской провинции Ахайя, в широком смысле слова – греки вообще.


Б


Бель эпок – прекрасная эпоха.
Бурлеск – преувеличенно комическое изображение.

В


Варфоломеевская ночь – массовая резня гугенотов, произведённая католиками в Париже в ночь перед праздником Святого Варфоломея в 1572 г. и продолжившаяся затем в провинции. Организаторы – королева-мать Екатерина Медичи, фактически правившая страной при Карле IX и католическая партия, возглавляемая Гизами. Было уничтожено около 30 тыс. гугенотов.


Верификация – проверка истинности теоретических положений опытным путём.
Версификация – стихосложение.


Визионер – 1) человек, испытывающий галлюцинации, видения, ясновидящий;
2) человек с богатым творческим воображением.


Г


Гвельфы и гиббелины – враждующие партии, возникшие в Италии в XII в. К гвельфам относились торгово-ремесленные слои общества. Опорой гиббелинов являлась феодальная власть. Гвельфы выступали за ограничение власти императора Священной Римской империи в Италии и усиление влияния папы римского, а гиббелины – наоборот.


Гедонизм – учение, признающее наслаждение целью жизни и высшим благом (синоним – эвдемонизм).
Гелертер – человек, обладающий книжной учёностью, оторванный от практики.
Гелиоцентризм – учение о центральном положении Солнца в планетной системе (Коперник).
Генезис – происхождение, возникновение.
Геоцентризм – древнее представление о том, что Земля является неподвижным центром Вселенной, вокруг которого расположены все небесные светила, включая Солнце.
Герменевтика – искусство толкования не поддающихся уточнению текстов (чаще всего древних).
Гилозоизм – учение о всеобщей одушевлённости материи, отвергающее границу между живым и неживым.
Гипертрофия – преувеличение.
Гносеология – теория познания, изучающая способности человека познавать действительность.
Горний мир – духовный, заоблачный, неземной, небесный (см. тварный мир).


Григорианский календарь (новый стиль) – система летоисчисления, введённая в 1582 г. вместо юлианского календаря (старого стиля) при Папе Григории XIII. В СССР григорианский календарь введён 14 февраля 1918 г. (вместо 1 февраля по старому стилю) (см. летоисчисление).


Гуру (ментор) – наставник, учитель.


Д


Дадаизм – бессвязный детский лепет (в переносном смысле).
Даосизм – направление древнекитайской философии, в основе которого поиск вечного счастья.
Двойственная истина – учение о взаимной независимости истин философии и богословия (Аверроэс).
Дежавю – предвидение, ранее виденное.
Деизм – учение, признающее Бога творцом мира, но отвергающее Его дальнейшее участие в жизни природы и общества.
Дезавуировать – заявить о несогласии с чем-л., об отказе от чего-л.
Демагог – вождь народа (букв.), политический деятель, выступающий от имени народа.


Демиург – 1) свободный ремесленник, художник в Древней Греции;
2) созидательная сила, творец;
3) в философии Платона – божество, как творец мира.

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Дефиниция – краткое научное определение.
Диадохи – полководцы А. Македонского, разделившие после его смерти (323 г. до н. э.) созданную им империю.
Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы и общества.
Диатриба – устная философская беседа-проповедь.
Диверсификация – комплексное развитие.
Диморфизм – две качественно различные формы одного и того же явления.
Диффамация – опубликование или распространение порочащих сведений.
Дихотомия – последовательное деление целого на две части.


Догматики – 1) те, кто утверждает что-либо без достаточного основания и придерживается своего мнения, несмотря на веские встречные доводы;
2) первоначально в философии догматиками назывались те, кто выдвигал позитивные положения и учения, в противоположность всё подвергавшим сомнению скептикам (по мнению Секста Эмпирика);
3), те, кто выдвигает позитивные метафизические положения в обход опыта и наблюдения, не спрашивая, имеет ли право человеческий разум на такие утверждения (по мнению Канта) (антоним – скептики).


Доктрина – руководящий принцип, концепция.
Доминанта – главенствующая идея.
Досографы – древнегреческие авторы, «пишущие» обозрения чужих «мнений».
Досократики – древнегреческие философы раннего периода (VI—V вв. до н. э.), а также их преемники IV в. до н. э., творившие вне аттической сократической и софистической традиций.


Дуализм – учение, признающее дух и материю независимыми началами; раздвоенность.


Е


Елисейские поля – в греческой мифологии блаженная страна, загробная обитель праведников.
Ессеи – религиозная аскетическая секта, существовавшая в Иудее во II-I вв. до н. э. Считали себя последователями страдающего «праведного учителя». Их идеология оказала влияние на формирование христианства. Промежуточное звено между иудаизмом и христианством.


И


Ибн (араб.) – сын (то же «бен» (евр.).
Игнорамус – невежда, неуч, глупец.
Идеализм – направление философии, признающее первичность духовного, психического начала (Бог, сознание, душа, идея) по отношению к материальному, физическому.
Императив – настоятельное требование, закон.
Индифферентизм – безразличие, равнодушие.
Индульгенция – грамота об отпущении грехов.
Инкарнация – воплощение души в новом человеческом теле.
Инкриминировать – предъявить обвинение.
Инок – православный монах.
Интеллигибельный – постигаемый только разумом или интеллектуальной интуицией.
Интенциональность – направленность сознания на предмет.
Интроекция – включение индивидуумом в свой внутренний мир взглядов и установок других людей.
Интуитивизм – концепция, противопоставляющая непосредственное постижение мира посредством интуиции рациональному сознанию.
Инфернальный – адский.
Имманентный – внутренне присущий какому-либо явлению.
Иммунитет – особые права и привилегии.
Ипохондрия – угнетённое состояние.
Иррационализм – направление философии, отрицающее возможность разумного, логического познания действительности, признающее основным видом познания инстинкт, веру и др.


Историософия – понимание истории, выраженное в символах, смыслах, экзистенциалах и смыслообразах, что отличает историософию от философии истории. В отличие от исторической науки, путь мышления ведёт не от частного к общему, а от общего к частному: историософия дедуктивна, история индуктивна.


К


Кальвинизм – одно из протестантских вероучений, названо по имени основателя – Кальвина, получило распространение во Франции и Швейцарии в XVI в.
Карма – в обычном понимании – судьба, рок, в теософии – путь, который проходит каждый человек.
Картезианство – учение Декарта.
Катехизис – краткое изложение христианского учения в виде вопросов и ответов.
Киники – последователи школы, основанной в IV в. до н. э. Антисфеном. Отвергали нравственные общественные нормы и призывали к аскетизму (Диоген).
Киренаики – последователи Киренской школы, основанной Аристиппом из Кирены, признавали высшим благом чувственные удовольствия (см. гедонизм).
Клерикализм – течение, стремящееся к усилению позиций церкви и религии в обществе.


«Козёл отпущения» – в судный день (Йом-кипур) в иудейский храм приводили двух одинаковых козлов. Одного приносили в жертву, а на другого «нагружали» грехи и отправляли в пустыню, т. е. перекладывали на козла грехи людей.


Конгениальный – близкий по образу мысли, по дарованию.
Конклав – Совет кардиналов, избирающих Папу Римского.
Коннотация – устойчивая ассоциация, которую вызывает в языковом сознании говорящих употребление того или иного слова в данном значении.
Континуум – 1) непрерывность явлений, процессов; 2) нечто единое.
Контроверсии – в риторике – особый вид декламаций в споре, прениях (см. суазории).


Конфирмация (миропомазание) – 1) в католицизме и православии – Христианское таинство;
2) в протестантизме – торжественный, публичный акт приобщения юношей и девочек 14-16 лет к церковной общине (не рассматривается как таинство).
Конформизм – приспособленчество.


Концептуализм – направление философии Средневековья, отрицающее реальное существование общих понятий независимо от единичных вещей, но признававшее существование их в уме как особых форм познания (Абеляр).


Концепция – 1) система взглядов; 2) единый замысел, ведущая мысль.
Королларии – выводы.
Космология – учение о Вселенной как едином целом.
Космополит – человек, лишённый чувства патриотизма, считающий Родиной весь мир.
Креационизм – учение, утверждающее, что возникновение жизни, мира человека есть результат божественного творения из ничего.


Л


Латентный – скрытый, внешне не проявляющийся.
Левитация – предполагаемая способность человеческого организма к преодолению силы притяжения и перемещению в пространстве по воздуху.


Летоисчисление – 1) еврейское – начинается с мифической даты сотворения мира, от которой до начала христианской эры считается 3760 лет. Например, 4950 г. по еврейскому исчислению равен 4950 – 3760 = 1190 г. по христианскому календарю; 2) мусульманское – начинается от 622 г. – переезда Мухаммеда из Мекки в Медину. Этот год, а от него и вся мусульманская эра, называется хиджрой. Например, 591 г. хиджры равен 622 + 591= 1213 г. по христианскому календарю;
3) 2011 г. по христианскому календарю соответствует 5771 г. по еврейскому исчислению и 1389 г. по мусульманскому календарю.


Ликантропия – вид душевной болезни, вследствие которой больной полагает, что превратился в зверя.
Логика – 1) наука о законах и формах рационального мышления; 2) ход рассуждений, внутренняя закономерность.
Лупанар – в Древнем Риме – публичный дом.


Любознательность – стремление к знанию, направленному на общее.
Любопытство – стремление к знанию, направленное на частное.


Лютеранство – крупнейшее направление протестантизма, названо по имени основателя – Лютера, получило распространение в Германия в XVI в.


М


Мавры – арабы, завоевавшие Испанию. Пришли из Северной Африки, покорив Мавританию, страну мавров (см. реконкиста).
Мантика – искусство гадания, прорицания.
Мараны – еврейские аристократы в Испании, принявшие католичество. Среди их потомков Монтень, Сервантес и др.
Мартиролог – перечень страданий или страдальцев.


Масонство – сокращённое от «франкмасонство», «франкмасон» – «вольный каменщик» (франц.). Религиозное течение, возникшее в конце XVIII в. в Англии и распространившееся в Европе и Северной Америке. Опиралось на каббалу, герметизм и другие мистические учения. Основная идея – необходимость подняться над национальными, сословными и религиозными различиями.


Материализм – одно из главных направлений философии, признающее первичность материи, которая существует независимо от сознания.
Мейнстрим – основное течение, тенденция.
Momento mori – помни о смерти.


Метафизика (то, что после физики (греч.) – 1) в начале метафизикой называли труды Аристотеля, поставленные его учениками в списке его трудов после «Физики»;
2) в дальнейшем слово «метафизика» стало синонимом фундаментальных проблем философии. Была, главным образом, умозрительной сферой познания идеальных сущностей, и объединяла «высшие» проблемы онтологии и гносеологии, рассматривая их оторвано от более «приземлённых» философских проблем;
3) в средние века метафизика была канонизирована и превращена в систему бесплодных догм и схем;
4) учение о духовных первоначалах бытия, о предметах, недоступных чувственному опыту; 5) что-либо отвлечённое, умозрительное, туманное.


Метемпсихоз – Пифагорейское учение о переселении душ (см. реинкарнация).
Мимезис – исследование.
Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное.


Миф – 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о богах, героях;
2) вымысел.


Моизм – древнекитайская философская школа, основанная Мо-цзы в V в. до н. э.
Монады – неделимые первичные элементы, составляющие основу мироздания (Пифагор, Лейбниц).
Монотеизм – единобожие.
Мойры – три богини судьбы. Одна из них прядёт нить человеческой жизни, другая тянет её, а третья обрезает.
Монизм – учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю, либо дух.


Монофелиты – сторонники религиозно-философского учения, сложившегося в VII в. в Византии. Утверждали, что Иисус Христос обладал двумя природами (человеческой и божественной), но одной волей и одной «энергией» (богочеловеческой). Как официальный компромисс между ортодоксальной догмой и монофизитами.


Монофизиты – те, кто признавали в Иисусе Христе только божественную природу (V в.).
Мориски – арабы, принявшие христианство.
Мракобесие – враждебное отношение к прогрессу (обскурантизм, ретроградство).


Н


Назареи – иудео-христианская секта, близкая к эбионитам. Пытались найти компромисс между иудаизмом и христианством. Признавали только евангелие от Матфея.
Натурфилософия – философия природы; учение, суть которого в умозрительном толковании природы.
Неоплатонизм – направление философии, возникшее в Римской империи в III в. на основе учений Платона, Аристотеля и Пифагора.
Неопозитивизм – один из этапов развития идей позитивизма. Возник в первой половине XX в.
Неотомизм – официальная философия католической церкви с 1879 г. Основан на идеях Ф. Аквинского.
Никейский собор – церковный собор 325 г. в Никее, прошедший под председательством императора Константина, на котором был определен символ веры христиан.
Нирвана – покой, блаженство.
Номинализм – направление философии Средневековья, согласно которому общие понятия являются лишь именами единичных предметов; признавая первичность вещей и вторичность понятий, противостоит схоластическому реализму.


О


Онтология – учение о бытии вообще.
Органон – средство или орудие правильного мышления и исследования. Под общим названием «Органон» изданы логические труды Аристотеля. Ф. Бэкон назвал свой основной труд «Новый органон», имея в виду новый метод, орудие или инструмент исследования.
Ортодоксия – неуклонное следование основам какого-либо учения, мировоззрения.


П


Паллиатив – полумера, половинчатое решение.
Панегирик – ораторская речь хвалебного содержания.
Панентеизм – учение, совмещающее в себе элементы теизма и пантеизма (мир находится в Боге, но Бог не растворяется в мире, а является неким Абсолютом).
Панлогизм – идеалистическое воззрение, полагающее основой всего разум (логос) и утверждающее его осуществление в мире. Характерный представитель панлогизма – Гегель.
Панпсихизм – учение, согласно которому в мире всё одушевлено, вся природа обладает психикой. Разновидности – анимизм, гилозоизм и др.
Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества. Бог не является Личностью или Существом, а представляет собой активное духовное Начало – энергию, пронизывающую весь мир.
Парадигма – пример, образец, система, взятая за основу для доказательства.
Парадокс – 1) логическое противоречие; 2) неожиданное явление, расходящееся с обычным представлением.
Пароксизм – острая форма переживания какого-либо чувства – гнева, отчаяния.
Патристика – произведения богословов II-VIII вв., в которых изложены основы христианского учения и философии.
Пенаты – В Древнем Риме – домашние боги, покровители дома и семьи.
Перверсия – половое извращение.
Перипатетики – ученики и последователи школы Аристотеля, основанной в 333 г. до н. э.
Перфекционист – человек, стремящийся к совершенству.
Перфоманс – синтез всевозможных направлений театра, музыки и т. п.
Перцепция – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.


Пиетизм – 1) в широком смысле – религиозно-мистическое настроение, поведение;
2) мистическое течение в протестантизме, распространившееся в Европе (особенно в Германии) в среде ремесленников и низшего духовенства в XVII-XVIII вв.


Пилигрим – странствующий богомолец, путник.
Позитивизм – философское течение, возникшее в Европе в начале XIX в. Роль наук должна ограничиваться описанием и систематизацией фактов, а не их объяснением.
Политеизм – многобожие.
Прагматизм – субъективно-идеалистическое течение в современной философии (преимущественно американской), которое отрицает объективность истины, истинным считается не то, что соответствует объективной действительности, а то, что дает практически полезные результаты
Превентивный – предупреждающий, предохранительный.
Предикат – то, что в суждении высказывается о предмете суждения, о субъекте.
Прерогатива – исключительное право.
Преференция – преимущества, льготы.


Природа Христа – православная церковь признавала в Иисусе Христе богочеловека, соединившего в себе две природы – божественную и человеческую. Только человеческую природу Христа признавали – несториане, эбиониты, ариане. Только божественную – монофизиты. Монофелиты объединили эти две позиции, утверждая, что Иисус имеет две природы и одну волю – божественную. На Антиохейских соборах 341 и 344 гг. учение ариан одержало верх. На Никейском соборе 325 г. и Константинопольском соборе 381 г. арианство было осуждено. На IV Вселенском соборе 451 г. были осуждены монофизиты и реабилитированы несториане. Таким образом, Иисус в 325 и 381 гг. признавался богочеловеком, а в 341, 344 и 451 гг. – просто человеком. На Эфесском соборе в 431 г. учение монофизитов, признававших только божественную сущность Иисуса, одержало верх, и Папа Римский – Лев Великий – назвал этот собор «разбойничьим».


Провиденциальность – предопределённость.
Пролегомены – предварительные рассуждения; введение в изучение.
Прометей – «Мыслящий прежде», «предвидящий» (см. Эпиметей).
Пропедевтика – предварительное изучение философии, её понятий и категорий, вводный курс.
Проскрипции – в Древнем Риме – список лиц, объявленных вне закона.
Протестантизм – совокупность различных вероучений, возникших в ходе Реформации XVI в. как протест против Римско-католической церкви.


Психоанализ – 1) метод лечения неврозов;
2) учение, в центре внимания которого бессознательные психические процессы и мотивации (основатель – Фрейд).


Р


Рапсод – древнегреческий странствующий певец, исполнявший под аккомпанемент лиры эпические песни.
Расстрига – бывший священнослужитель, отказавшийся или лишённый церковного сана.


Рационализм – 1) направление в теории познания, признающее разум единственным источником истинного знания;
2) рассудительное отношение к жизни.


Реализм – 1) направление философии Средневековья, признающее реальное существование общих понятий (универсалий), существующих независимо от отдельных вещей;
2) ясное понимание условий действительности при осуществлении чего-либо.


Редукционизм – концепция, утверждающая возможность полного сведения высших явлений к низшим, основополагающим. Поэтому высшие формы движения материи могут быть объяснены на основе законов, присущих низшим формам.
Резигнация – отречение, покорность неотвратимому.
Реинкарнация – возрождение или переселение души из одного тела человека в другое.
Реконкиста – длительный процесс изгнания военным путём христианами мавританских властителей с Пиренейского п-ова. В VIII в. в Аравии образовался могущественный Арабский Халифат, захвативший Персию, Вавилон, Византию, Северную Африку и Пиренейский п-ов. Реконкиста завершилась только в XV в. (см. мавры).
Релятивизм – учение об относительности и субъективности человеческого познания.
Реминисценция – смутное воспоминание, явление, наводящее на сопоставление с чем-либо, отзвук.
Реституция – восстановление в прежнем положении, правах и т. п.
Рефлексия – самосознание, осмысление своего состояния.


С


Сакральный – обрядовый, ритуальный, священный.
Секуляризация – конфискация церковной собственности.
Секулярный – светский, освобождённый от церковного и религиозного влияния.
Сервильность – раболепство, угодничество.
Сибарит – изнеженный, избалованный роскошью человек (по названию древнегреческой колонии Сибарис в Южной Италии, жители которой славились богатством и любовью к роскоши).
Сивиллы – прорицательницы у древних греков, римлян, евреев и других народов.
Сикофанты – ябедники, шантажисты.
Симпозий – В Древней Греции – пир (даже «попойка»), в настоящее время – научная конференция.
Синкретизм – некритическое смешение старых и новых идей.
Скептики – те, кто воздерживаются от суждений, считая предметы непостижимыми (антоним – догматики).


Скептицизм –
1) направление философии, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности;
2) недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в истинности чего-либо.


Соборность – понятие, введённое русским философом А.С. Хомяковым и развитое в дальнейшем славянофилами. Охватывает весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что быть счастливым в одиночестве невозможно.


Солипсизм – признание единственной реальностью своего «Я», индивидуального сознания, отрицание существования внешнего мира.
Софизм – 1) логически ложное умозаключение, выдаваемое за истинное;
2) сознательное нарушение логики, двусмысленность, уловка.


София – в греческой ортодоксальной (православной) религиозной философии творческая Премудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своём сердце всю природу, одновременно являясь вечной идеей самого человечества.
Софиология – совокупность идей, учений о Софии, Премудрости Божией.
Стоицизм – направление философии античного общества; стойкость, мужество.
Суазории – речи, убеждающие и доказывающие (см. контроверсии).
Сублимация – переключение природной энергии человека на социальные цели и задачи.
Субстанция – первооснова, сущность всех вещей и явлений (антоним – акциденция).
Субъективизм – метод в социологии, утверждающий, что развитие общества определяется не объективными закономерностями, а субъективными факторами – волей, устремлениями отдельных личностей и т. п.
Суфражистка – сторонница борьбы за равенство избирательных прав с мужчинами.
Схоластика – 1) средневековая религиозная философия, основанная на церковных догматах;
2) бесплодное, формальное знание, оторванное от жизни и практики.


Схолии – небольшие комментарии на полях или между строк античной или средневековой рукописи, примечания, пояснения к тексту.
Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества. Направление мысли, основанное на некритической уверенности в том, что наука способна решить абсолютно все проблемы человечества, в том числе и социальные. Например, расовые проблемы потеряют всякий смысл после изобретения средств депигментации: проснувшись утром, человек сам будет выбирать цвет своей кожи.


Т


Талмуд – толкование Библии и сборник предписаний иудаизма, составленный в III в. до н. э. – V в. н. э.
Тварный мир – в христианской терминологии – мир, сотворенный Богом (то же, что материальный мир). Всё, кроме Духа, тварное (см. горний мир).
Теизм – учение, считающее Бога (в отличие от пантеизма) Абсолютной Личностью, стоящей над миром и человеком. Отличается от обыкновенной религии тем, что, признавая существование Бога, теизм в то же время отбрасывает явные нелепости, мифы и т. п.
Теллурический – земной, имеющий отношение к нашей планете.


Теодицея – 1) богооправдание, учение, предназначенное освободить Бога от ответственности за наличие зла на Земле;
2) оправдание неизбежности страданий. Практически перед каждым верующим человеком встают вопросы: «Почему в мире умирают невинные дети?» «Как могут существовать на свете пытки?» «Почему страдают добрые люди и процветают злые?» «Как могут продолжаться войны?» Эти и бесконечное множество подобных вопросов сводятся к одному: «Почему Бог допустил в мир зло?» Разные мыслители, по-разному отвечая на этот вопрос, строили свои собственные теодицеи.


Теократия – форма государства, в котором как политическая, так и духовная власть сосредоточена в руках духовенства (церкви).
Теология – вероучение о Боге.
Теософия – религиозное учение о единении человеческой души с Богом.
Терра инкогнита – неизвестная земля, незнакомая область.
Томизм – ведущее направление католической философии, основанное Ф. Аквинским.
Точка бифуркации – точка, после преодоления которой обратного пути (возврата) нет.
Транспорентность – прозрачность.


Трансцендентальный – изначально присущий рассудку, не приобретённый из опыта, выходящий за пределы эмпирического опыта, относящийся к априорным формам познания. На уровне чувственного познания – это пространство и время, на уровне рассудка – это 12 категорий рассудка.


Трансцендентный – недоступный познанию, находящийся за пределами опыта, запредельный.
Трифелиты – те, кто полагал три отдельных божества вместо триединого Бога.


У


Узурпация – противозаконный захват власти, присвоение себе чужих прав.
Универсалии – в средневековой философии – общие понятия.
Урбанизация – повышение роли городов в обществе.


Утилитаризм – 1) направление в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравственности;
2) практицизм, стремление извлечь из всего выгоду, пользу.
;


Утопия – 1) изображение идеального, лишённого научного обоснования;
2) нереальное, несбыточная мечта.


Ф


Факсимиле – точное воспроизведение картины и др.
Фатализм – концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, изначально предопределены.
Фата Моргана – мираж.
Феномен – явление, данное человеку в опыте, постигаемое при помощи чувств.
Феноменология – учение, основанное Гуссерлем и его учениками.
Фетишизм – слепое поклонение.


Филиппики – 1) обличительные политические речи древнегреческого оратора Демосфена против македонского царя Филиппа II;
2) гневные обличительные речи против кого-либо, чего-либо.


Филистер – самодовольный и ограниченный человек, ханжа, обыватель.
Флуктуация – случайное отклонение величины от его среднего значения.
Фрустрация – состояние аффекта, срыв надежд.


Х


Христианство – одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I-II вв. в восточных провинциях Римской империи. В основе – вера в искупительную миссию сына Божьего – Иисуса Христа.


Ц


Целибат – обет безбрачия для католического духовенства.


Э


Эбиониты – иудео-христианская секта (II в.), отрицавшая божественное происхождение Христа, которого они считали обыкновенным бедным человеком. Имели своё евангелие, восходящее к евангелию от Матфея.
Эвдемонизм – направление в этике, признающее критерием нравственности и основой поведения человека стремление к счастью (синоним – гедонизм).
Эгалитаризм – концепция, предлагающая создание общества с равными возможностями по управлению и доступу к материальным благам для всех его членов (Руссо, якобинцы).
Эзотерический (внутренний) – тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвящённых (о религиозных обрядах, мистических учений) (антоним – экзотерический).
Экзальтация – возбуждённое, восторженное состояние.
Экзистенциализм – философское течение XX в., утверждающее, что человек является предметом философии и рассматривающее его в качестве духовного начала.
Экзистенция – одно из понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой жизни.
Экзотерический (внешний) – не представляющий тайны, предназначенный и для непосвящённых (о религиозных обрядах, мистических учениях) (антоним – эзотерический).
Экивок – двусмысленность.
Эклектика – объединение различных, иногда противоположных взглядов, суждений и т. п.
Эксклюзивный – исключительный.
Элеаты – представители древнегреческой школы, возникшей в VI-IV вв. до н. э. в г. Элее.
Элиминация – исключение, удаление, устранение.
Эльдорадо – страна богатств, страна чудес.
Эманация – объяснение происхождения мира путём истечения творческой энергии божества.
Эмпатия – способность сопереживать.
Эмпиризм – учение, признающее чувственный опыт единственным источником знания.
Эмпириокритицизм (махизм) – философское течение конца XIX в., основанное Махом и Авенариусом, разновидность позитивизма.
Эпикуреизм – учение Эпикура, объяснявшего мир на основе атомизма.
Эпиметей – «Мыслящий после», «крепкий задним умом» (см. Прометей).
Эристика – искусство спора, использующее любые приёмы для победы.
Эротематика – искусство вопрошать, логика вопросов в споре.
Эсхатология – учение о конце мира, особенно распространено в христианстве и иудаизме.
Этатизм – усиление роли государства во всех сферах общественной жизни.


Этика – 1) учение о морали как одной из форм общественного сознания;
2) система норм нравственного поведения человека.


Этиология – учение о причинах и условиях возникновения болезней.
Эфоры – в Древней Спарте, а позже в Афинах – выборные должностные лица, обладавшие широким кругом полномочий.


Я


Янсенизм – течение в католицизме, основанное голландским богословом Янсением. Янсенизм разделяет некоторые идеи кальвинизма, характеризуется резким неприятием иезуитов.


Ящик (ларчик) Пандоры – источник всяких бедствий. Пандора создана Гефестом по воле Зевса в наказание людям за похищение Прометеем огня у богов. Стала женой брата Прометея Эпиметея. Увидев в доме мужа ящик с бедствиями, любопытная Пандора, несмотря на запрет, открыла его, и все бедствия, от которых страдает человечество, распространились по Земле.





Другие статьи в литературном дневнике: