Как женщины учатся любить женоненавистников

Наталья Алексеевна Исаева: литературный дневник

http://stellkind.livejournal.com/468564.html


Сюзан Форвард, Мужчины, которые ненавидят женщин, и женщины, которые их любят - 7-1
Начало:
http://stellkind.livejournal.com/419930.html
http://stellkind.livejournal.com/439154.html
http://stellkind.livejournal.com/444974.html
http://stellkind.livejournal.com/445488.html
http://stellkind.livejournal.com/445857.html
http://stellkind.livejournal.com/463946.html
http://stellkind.livejournal.com/464142.html
http://stellkind.livejournal.com/464459.html
http://stellkind.livejournal.com/464686.html
http://stellkind.livejournal.com/465085.html
http://stellkind.livejournal.com/465178.html
http://stellkind.livejournal.com/465440.html
http://stellkind.livejournal.com/466479.html
http://stellkind.livejournal.com/466812.html
http://stellkind.livejournal.com/467222.html
http://stellkind.livejournal.com/467549.html
http://stellkind.livejournal.com/467931.html
http://stellkind.livejournal.com/468198.html
http://stellkind.livejournal.com/468351.html


Как женщины учатся любить женоненавистников


Джеки была обескуражена, когда поняла, что как бы ей ни хотелось всё изменить, её брак с Марком был почти точной копией отношений её матери с отцом. Вот что она рассказывала:
«Я твёрдо решила построить дом, где люди хорошо относятся друг к другу и хоть как-то друг друга уважают. Я не собиралась устраивать из своей жизни цирк, в котором жили мои родители. А теперь я вижу, что построила всё то же самое».
Когда Джеки выходила замуж за Марка, она думала, что он очаровательный и восхитительный человек, который станет для нее прекрасным партнёром по семейной жизни. Его положительные качества были очевидной причиной её восхищения, однако была и менее очевидная часть, скрытая от Джеки, однако коренившаяся в ней. Как бы мы ни объясняли нашу любовь к тому или иному человеку, на деле многие из наших привязанностей в близких отношениях основы на моделях, полученных от наших родителей.


Когда мы с Джеки начали исследовать эти старые семейные модели, она почувствовала, что выходит из-под их власти. Когда она поняла связь между её выборами во взрослом возрасте и её воспитанием, то смогла лучше контролировать свою жизнь и своё представление о себе.
Многие боятся взглянуть на факторы, сформировавшие их характер и сферу жизни, потому что считают, что прошлое нужно похоронить и, вспоминая о нём, мы только погружаемся в самокопание и бередим старые раны. Однако самоанализ может открыть для нас волнующие возможности новых выборов и вариантов. Чем лучше мы понимаем, что сформировало нашу личность, тем больше есть у нас инструментов, чтобы освободить себя от моделей поведения, которые больше не годятся для нас.


Что делает семьи такими значимыми


В детстве о наших базовых нуждах, связанных с выживанием, заботится семья. Она же является первым и наиболее важным источником информации о мире. От родителей мы получаем представление о себе и благодаря им же формируем ожидания от других. Наши эмоциональные основы строятся из родительского отношения к нам, друг к другу, передаваемых родителями нам установок и способов внутренней переработки полученной информации.


Представление о себе (самоимидж)


Маленькие дети считают, что их могущественные важные родители обладают монополией на правду и мудрость. Поэтому всё, что родители говорят, - истина в последней инстанции. Когда родители дают базовую оценку ребёнку, она закрепляется во впечатлительном детском сознании. Если родители дают ребёнку понять, что он хороший, достойный, любимый, то развивают у него позитивную и прочную самооценку. Такие дети будут ожидать хорошего отношения к себе со стороны других людей, поскольку они уверены, что заслуживают её.
Однако, если ребёнка в детстве учат, что он плохой, несостоятельный, никчемный, нелюбимый, дети, в частности, девочки, найдут способ обустроить свою жизнь так, чтобы она соответствовала родительскому представлению.


Негативный самоимидж, который развивают некоторые дети, плавно перетекает за ними во взрослую жизнь. Когда я искала, что объединяет всех этих женщин, которые нашли себе мизогинных партнёров, то поняла, что все они вынесли из своего раннего детства глубоко отрицательное представление о себе. Именно ущербная самооценка больше, чем любой другой фактор, заставила этих женщин смириться с насилием со стороны партнёров.


Моделирование


По мере развития нашего самоимиджа, идентифицируя себя с матерью, мы постигаем, что значит быть женщиной и как женщины должны вести себя с мужчинами. Наши отцы, с другой стороны, дают нам первичное представление о том, как ведут себя мужчины и как они обращаются с женщинами. В дополнение к этому взаимоотношения наших родителей дают нам первую и наиболее важную картину того, как партнёры должны обращаться друг с другом. Никакое кино, телевидение, школьное образование не обладает такой силой воздействия, как наше повседневное столкнование с родительским браком. Будучи детьми, мы не знаем, что существует много разных других вариантов семейного поведения. Брак наших родителей становится моделью, на которой основываются наши будущие представление об отношениях мужчин и женщин.


Установки


Мы получаем установки у наших родителей, учась на примере их поведения. Слово УСТАНОВКИ в данном случае означает не прямую словесную коммуникацию между родителями и ребёнком, но то, как ребёнок интерпретирует поведение и декларации родителей. Например, девочке могут никогда не говорить напрямую, что её мнение никого не интересует, однако, если родители постоянно перебивают её или велят ей молчать, она быстро делает вывод, что всё, что она говорит, не имеет никакого веса.


Приобретённые нами в детстве установки становятся ключевой информацией, которую мы используем и которая определяет наше положение в мире до конца жизни. Однако часто мы даже не осознаём, что подобная информация существует. Одно из величайших преимуществ пересмотра нашего прошлого состоит в том, что так мы обнаруживаем, какие установки мы получили от наших родителей. И хотя процесс их обнаружения может быть болезненным, это помогает нам в попытках изменить наше теперешнее поведение и наши чувства о себе. Установки — это то, чему мы научились, но всему этому можно и разучиться.


Повторяющиеся модели


В детстве, будучи зависимыми, мы переживаем ощущение бессилия в мире могущественных людей. Если домашняя обстановка неприятная или болезненная, мы защищаемся, давая в глубине души себе обещание, что когда мы вырастем, будем лучше наших родителей.
Однако поскольку мы умеем делать только то, чему мы научились в детстве, во взрослом возрасте мы продолжаем искать переживания и отношения, которые нам удобны своей привычностью. Поэтому вопреки всем нашим героическим обещаниям «сделать всё иначе», мы часто заканчиваем дублированием нашей детской ситуации и домашних взаимоотношений. Классический пример — женщина, у которой отец был алкоголиком и которая вышла замуж за алкоголика. Она воспроизводит знакомую ей модель. Она также пытается убедить себя, что теперь, будучи взрослой, она обладает достаточным могуществом, чтобы переписать старый семейный сценарий так, чтобы он завершился счастливым финалом. Когда-то она страдала от отсутствия отцовской любви, потому что он был пьяницей. Теперь она пытается завоевать любовь мужа-алкоголика.


Стремление повторять знакомое в сочетании с одинаково мощным позывом всё усовершенствовать формирует ловушку, в которую попадают многие женщины. Несмотря на их решимость построить отношения, которые будут лучше родительских, они часто попадают в сходную ситуацию.


Когда мы с Джеки начали анализировать её прошлое и семейную историю, мы обнаружили много ранних моделей, которые проявились в её теперешних отношениях с Марком. В случае с Джеки мне ещё повезло потому, что я занималась терапией не только с ней и Марком, но и с её матерью Лоррэйн. Лоррэйн пришла, чтобы помочь Джеки справиться с семейным конфликтом, но постепенно стала работать и над собой. Это дало мне возможность сформировать взгляд на семейные модели, действующие в течение нескольких поколений.




Другие статьи в литературном дневнике: