Русская Джоконда. Мария Лопухина.

Наталья Эстеван: литературный дневник

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.


Русский поэт Яков Полонский посвятил эти замечательные строки 100 лет спустя после написания портрета Марии Лопухиной художником В.Боровиковским.


Портрет М.И.Лопухиной нередко называют самым поэтичным созданием из всех портретов В.Боровиковского. В нем виден тонкий деликатный рисунок, правильность форм и проникновение в самые глубины душевного мира его героини, выражение не только глубокой задумчивости, но и печали… Однако, как бы ни были высоки живописные качества портрета, как бы ни был характерен для своей эпохи его замысел, работа Боровиковского не могла бы сохранить до наших дней силу своего художественного воздействия, если бы сам образ не был отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Он сумел воплотить в облике Лопухиной такую напряженную жизнь чувства, какой не знали его предшественники в русской портретной живописи. В то же время от всей картины и образа девушки исходит ощущение простоты, как единение человека и природы, без придания модели тяжеловесных аксессуаров, каких-то дорогих перьев и драгоценностей – как это было принято тогда в изображении парадных портретов. Свободное белое платье, подвязанное под грудью голубым шарфом, нежно-лилового цвета шаль, у неё не парик, а естественные волосы. Всё лаконично и просто, как это было свойственно новому стилю и направлению в искусстве того времени – конца XVIII века, и этот стиль получил название “сентиментализм”.


Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. В картине всё изображено в согласии, в гармонии всех деталей: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, слегка увядшие розы, непринужденная поза молодой женщины, и исполненное удивительного очарования прелестное лицо. В утренней свежести кожи, в томности взгляда, в мечтательной улыбке, даже в некоторой неправильности черт Лопухиной есть подлинная красота, красота душевная и лирическая.


Художник, рисуя портрет Лопухиной, использовал традиционный приём репрезентативного портрета – окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Мария Лопухина стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Её лицо, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодными и чопорными. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной молодой женщины передан художником с большой душевностью и любовью. Практически никакого жеманства и кокетства в образе Марии, лишь естественность и спокойствие, в её позе прослеживается достоинство, умение держать себя, об этом говорит горделивая осанка, вырабатываемая у девочек с детства. Задумчивый, томный, грустно-мечтательный, но в то же время открытый смелый взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные линии, мягкие, округлые формы, простое белое платье, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и, наконец, мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство – всё это играет на создание у зрителя прекрасного и незабываемого образа.


Портрет Марии Лопухиной явился одним из самых жизненных и удачных портретов Боровиковского, в том смысле, что действительно ему удалось передать непосредственный человеческий облик этой юной женщины, что-то живое и магнетически-притягательное, и вместе с тем драматическое в ее лице и взгляде. Особенно во взгляде. Боровиковский, в числе некоторых других живописцев (Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий) овладел техникой “писать взгляд”, не просто пустые глаза, но со смыслом, с внутренним выражением. Лопухина смотрит на зрителя задумчиво, но и слегка рассеянно, как бы погруженная в свои мысли, в свою душевную жизнь. И чувствуется в ее живом одухотворенном лице, что эта девушка красива не только внешней красотой, но обладает и умом и сердцем. Всё это художник сумел отразить в портрете, он вложил часть своей души в своё произведение. Ко всему можно прибавить, что портрет технически совершенен с точки зрения навыков живописи – Боровиковский владел техникой “лессировочного” письма. То есть, через верхние красочные слои живописи просвечивают нижележащие слои. Это придает особую нарядность, особую красочность колориту. Портрет вообще красив по цветовому строю. Колорит и его цветовая гамма гармонично строятся на сочетании блеклых, нежных тонов. Это выражено и в цвете пейзажного фона задника, в его нежно-салатовых тонах, и в нежно-лиловом цвете шали, и в голубом цвете пояса, повязанного на талии, и в белом платье Лопухиной. Но это всё детали, хотя и очень важные. Главное, что художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.


Однако во времена Пушкина портретом Марии Лопухиной пугали молодых девушек, так как она прожила жизнь короткую и несчастливую, а через три года после написания портрета умерла от чахотки. Что-то в этом многим виделось мистическое, как будто портрет забрал жизнь молодой женщины. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье. Конец слухам положил меценат Павел Третьяков, который приобрел портрет для своей галереи. С тех пор этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений.


Портрет Лопухиной долгое время находился в собрании родственников, он хранился у племянницы Марии – дочери её старшего брата Федора Толстого-”Американца”. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в этом доме портрет и увидел Павел Михайлович Третьяков. Как ему удалось приобрести семейную реликвию, сейчас уже точно не узнать. Случилось это уже в конце 1880-х годов и именно тогда картина и попала в собрание Третьяковской галереи. Надо сказать, что Павел Третьяков купил сравнительно немного работ Боровиковского, но портрет Лопухиной среди них настоящая жемчужина. Когда посетители Третьяковки приходят в зал Боровиковского, то сразу обращают на него внимание. Портрет практически никогда не покидает стены галереи. Он побывал всего на двух выставках, да и то в пределах Москвы. Многие зрители приходят в Третьяковку полюбоваться именно портретом Марии Лопухиной. В облике молодой дамы столько обаяния, магнетизм её взгляда притягивает любителей и ценителей живописи. Присутствует в этом портрете и некая загадка, тайна, которую до конца невозможно постичь.



Лёгкая улыбка и грусть, простота и естественность, единение с природой и мечтательность. Это «Мария Лопухина».
Портрет Марии Лопухиной В. Боровиковского находится в Третьяковской галерее. Это настоящий шедевр национальной живописи. Такой русский образ, он был написан в 1797 году. Таинственная улыбка, недосказанность и нежность. Это Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, родственница Льва Николаевича Толстого. Толстой – её двоюродный племянник. В год написания портрета, Марию отдали замуж за Степана Лопухина, который был егермейстером и действительным камергером при дворе Павла Первого. Впрочем, портрет кисти известного уже тогда Боровиковского и есть свадебный подарок Лопухина 18-летней супруге.
Семейная жизнь не сделала Марию Ивановну счастливой. Муж её был грубым, и душевных разговоров с ним вести не получалось. Детей у них не было, и в 23 года она умерла от чахотки, лекарства от которой тогда ещё не придумали. Её могилой стала родовая усыпальница Лопухиных в монастыре. Спустя пару лет, там же последний приют нашёл и ее супруг.
Во время написания портрета художнику Боровиковскому было 40 лет. Он был излюбленным живописцем, получал массу заказов, даже от императорской семьи. Портрет Марии Лопухиной стал одним из лучших у художника, и, бесспорно, самым известным. Это портрет эпохи сентиментализма, которая культивировала живые чувства, эмоциональность и нравственность. Естественность красоты и красота естественности, человек в природе. Девушка на картине изображена на фоне парка, и это является дополнением её образа. Природа здесь, как часть самой молодой женщины. Нежный румянец, коснувшийся её щёк, и розы, голубенькие цветы и голубой пояс, изогнутая фигура и наклонившееся дерево. Размытые контуры, переливающиеся оттенки нежной палитры, усиленные повторы – всё это создаёт единство человека и природы. Девушка немного печальна, но печальна красиво, мечтательно. Рядом с ней, вторя её меланхолии, увядает роза, возможно, являясь предметом раздумий художника о мимолётности красоты. Платье Марии простое и снова – естественное. Волосы ниспадают вьющимися локонами и скромно откинуты назад.
Эта картина будит воображение, так и просит домыслить разгадку тайны. Историю любви, некий секрет. Она, как воплощение русской интеллигентной красавицы, является вдохновением для многих своих ценителей.


Впервые в русском искусстве изображается национальный русский пейзаж. Приглушёнными лирическими тонами он выписывает белые стволы берез, золотистые колосья, васильки, розы, лилии. И на их фоне гибкая фигура девушки в простой одежде и без сложной причёски – такой гармоничный образ единения с природой…
Эта грациозная поза, рука, лицо, глаза - Боровиковскому удалось правдиво выразить эмоциональную жизнь человека, написать взгляд – смысл на живом лице, и такое случилось впервые в истории русской живописи. Мысленно художник проник в самые глубины душевного мира героини, нюансы внутреннего состояния, сотворил эстетический идеал...
«Неуловимая подвижность фигуры, изменчивость выражения лица, загадочность улыбки…» Подобными фразами зрители выражают своё впечатление, увидев знаменитую «Мону Лизу» великого Леонардо да Винчи. Схожее впечатление производит и портрет М.И.Лопухиной. Невероятно большой диапазон чувств, мыслей, вопросов о любви и смерти, эфемерности бытия и его вечности, борьбе и единстве добра и зла способны вызвать и одна, и другая картины...
В зале Боровиковского в Третьяковской галерее портрет М.И.Лопухиной – настоящая жемчужина, зрители сразу обращают на него внимание. Сквозь общую неброскость портрета проступает взгляд, он-то и приковывает к себе внимание, держит в напряжении, манит, притягивает, велит остаться. Этот загадочный взгляд то меняется от несколько высокомерного до нежного, то выражает аристократическую надменность, то трогательную детскость юной прекрасной девушки, то вдруг неожиданно тревожно пророчит близкий трагический конец... И до наших дней портрет сохранил силу своего необычайного художественного воздействия. У посетителей Третьяковки есть поверье, вглядываясь в образ на портрете, загадывать на будущее по выражению лица и глаз Марии Ивановны. Говорят, она особенно расположена к влюбленным парам, иногда может даже дружелюбно подмигнуть – на счастье...


(Материалы из интернета)



Другие статьи в литературном дневнике: