История России. Саров.

Таня Даршт: литературный дневник

История о том, как камень вернулся на свое место.


В 1995 году, ровно 30 лет назад, на пути с Ближней пустынки, где сейчас стоит храм Святого Духа, до Дальней пустынки с домиком и памятником прп. Серафиму Саровскому был установлен камень и деревянная сень над ним. Все эти объекты были восстановлены по дореволюционным фотографиям времен прославления прп. Серафима – то есть 1903 года. Так саровские краеведы отметили место, где преподобный совершал свой молитвенный подвиг – стояние на камне в течение тысячи дней и ночей, как гласит предание.
Саровский краевед, в недавнем прошлом сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ, участник исторического объединения «Саровская пустынь» Анатолий Агапов рассказал, как это произошло.


«Когда мы начали заниматься историей Саровского монастыря, мы познакомились с монахиней Серафимо-Дивеевского монастыря Софьей Алексеевной Булгаковой, в монашестве Серафимой, - рассказывает Анатолий Александрович. - Дивеевский монастырь тогда еще не был восстановлен, и она жила в Выездном, куда мы к ней приезжали. Она много нам рассказывала, а еще у нее оказался кусочек камня прп. Серафима – первого, подлинного камня, который существовал до 1927 года. После кончины преподобного дивеевские монахини с помощью воды и огня этот камень разрушили, наиболее крупные его осколки были увезены в Дивеево, а мелкие разобрали по домам богомольцы. Один из них попал к матери Серафиме».
Краевед уточнил, что второй камень был установлен, когда в Саров приезжал Николай II и были восстановлены все места, связанные с преподобным, – Дальняя и Ближняя пустынки, источник и камень.
Анатолий Агапов: «Начальник первой заставы рассказал нам, что уже в советское время, когда боролись с религией, этот камень выкопал бульдозер, сбросил в вырытую им же огромную канаву и засыпал. А вот тот, что стоит сейчас здесь – третий камень.
Наш товарищ краевед Валентин Степашкин не постеснялся попросить у Софьи Александровны осколочек от ее осколка. И, представляете, она разрешила! Вышли мы на улицу, отбили несколько кусочков, и таким образом у каждого из нас появилось по кусочку подлинного камня прп. Серафима. И тут же возникла мысль – а не найти ли нам похожий камень? Ведь подобных камней тут полно. И здесь нам на помощь пришел краевед первого поколения, который знал, где эти камни лежат. Мы показали ему наш камушек, он начал ходить по окрестностям и искать и вскоре нашел похожий камень. Это было за 21-й площадкой В 1995 году, ровно 30 лет назад, на пути с Ближней пустынки, где сейчас стоит храм Святого Духа, до Дальней пустынки с домиком и памятником прп. Серафиму Саровскому был установлен камень и деревянная сень над ним. Все эти объекты были восстановлены по дореволюционным фотографиям времен прославления прп. Серафима – то есть 1903 года. Так саровские краеведы отметили место, где преподобный совершал свой молитвенный подвиг – стояние на камне в течение тысячи дней и ночей, как гласит предание.


Саровский краевед, в недавнем прошлом сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ, участник исторического объединения «Саровская пустынь» Анатолий Агапов рассказал, как это произошло.


«Когда мы начали заниматься историей Саровского монастыря, мы познакомились с монахиней Серафимо-Дивеевского монастыря Софьей Алексеевной Булгаковой, в монашестве Серафимой, - рассказывает Анатолий Александрович. - Дивеевский монастырь тогда еще не был восстановлен, и она жила в Выездном, куда мы к ней приезжали. Она много нам рассказывала, а еще у нее оказался кусочек камня прп. Серафима – первого, подлинного камня, который существовал до 1927 года. После кончины преподобного дивеевские монахини с помощью воды и огня этот камень разрушили, наиболее крупные его осколки были увезены в Дивеево, а мелкие разобрали по домам богомольцы. Один из них попал к матери Серафиме».


Краевед уточнил, что второй камень был установлен, когда в Саров приезжал Николай II и были восстановлены все места, связанные с преподобным, – Дальняя и Ближняя пустынки, источник и камень.


Анатолий Агапов: «Начальник первой заставы рассказал нам, что уже в советское время, когда боролись с религией, этот камень выкопал бульдозер, сбросил в вырытую им же огромную канаву и засыпал. А вот тот, что стоит сейчас здесь – третий камень.


Наш товарищ краевед Валентин Степашкин не постеснялся попросить у Софьи Александровны осколочек от ее осколка. И, представляете, она разрешила! Вышли мы на улицу, отбили несколько кусочков, и таким образом у каждого из нас появилось по кусочку подлинного камня прп. Серафима. И тут же возникла мысль – а не найти ли нам похожий камень? Ведь подобных камней тут полно. И здесь нам на помощь пришел краевед первого поколения, который знал, где эти камни лежат. Мы показали ему наш камушек, он начал ходить по окрестностям и искать и вскоре нашел похожий камень. Это было за 21-й площадкой.


Далее к делу приступил финансист объединения «Саровская пустынь» Владимир Александрович Селезнев. Он отправился к городским строителям и поинтересовался, можно ли достать этот камень и привезти на место. Тогда был еще социализм, и вопросы решались проще. Начальник Управления строительства 909 В.В.Малышев отправил на место специалистов. Те пришли и сказали: «Этот камень надо откопать и сделать к нему временную дорогу». Договорились: откапываем мы – историческое объединение «Саровская пустынь», а строители насыпают грунт, чтобы мог подъехать подъемный кран. Непросто это было, но сделали. И когда начали камень поднимать, оказалось, что там было три камня – один большой и два поменьше, но тоже приличных по размеру. А когда подняли и на трейлер погрузили, увидели, что внизу был еще один камень – красного цвета. Мы на всякий случай забрали все.


Место основного камня прп. Серафима было уже известно – тут работали геологи из ленинградской экспедиции. А вот что делать с остальными камнями?


Два камня сразу определили на место наших взорванных соборов – Успенского, Живоносного Источника. Оставался красный – что с ним делать? Решили мы и его выгрузить недалеко. Чуть позже узнали, что красный камень был внутри кельи прп. Серафима: ночью подвижник молился на большом камне, а днем, когда могли помешать люди, уходил в свою келью и на красном камне молился. Так все четыре камня нашли свое место.


Когда мы в 1995 году положили этот камень (на месте моления прп. Серафима, – авт.), у нас была мысль, что он может стать святым местом. Но город наш был атеистическим, и этот камень так и остался одиноко лежать, а место уже начало засоряться. Тогда мы сами начали убираться раз в неделю вокруг камня. К этому времени у нас появился друг Иван Иванович Ситников – он сумел организовать команду, которая сделала заготовки балок, из них и собрали вторую часовенку над камнем (напомним, первая была построена к приезду в Саров Николая II, – авт.). И когда появились часовенка и крест, сюда стали приходить люди. Помню, из Франции приезжал один монах и молился на этом камне ночью. Однажды мы после полуночи пришли к нему сюда – было удивительно, что человек решил подражать подвигу Серафима Саровского.


А к 100-летию прославления преподобного Серафима (в 2003 году, – авт.) восстановили все места, связанные с ним. Единственное, что не смогли восстановить, - источник. Мы нашли место, где он раньше был, сейчас там стоит храм Святого Духа. Когда исследовали место источника, оказалось, что вода ушла на восемь метров вниз – и восстановить его невозможно».




Другие статьи в литературном дневнике: