Н. к. рерих. матерь мира. 1924

Нина Шендрик: литературный дневник

Н.К. Рерих. МАТЕРЬ МИРА. 1924
Холст, темпера. 117,0 x 89,0
Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк


В 1924 году Николай Константинович написал несколько вариантов своей картины «Матерь Мира». Они были выставлены в музее Нью-Йорка и произвели громадное впечатление. Одна из них была написана отчасти на основании видения Елены Ивановны.
Древние пророчества гласят о том, что на Землю приходит эпоха Матери Мира — Эпоха Света, Добра и Красоты. В эту эпоху прекратятся войны и другие бедствия, будут процветать искусство и культура.
«Культ Матери Мира очень распространён на Востоке. В Монголии и Тибете очень чтут Дуккар, или Белую Тару. Во всех древнейших религиях женские божества почитались самыми сокровенными. В Месопотамии был найден культ Матери Мира, и самая старая литература Китая приветствовала Матерь Мира вдохновенными песнопениями».


«Матерь Мира — это символ Мироздания. Мы видим и знаем только малую его часть, поэтому для нас оно в целом останется Тайной, которую мы до конца постигнуть не сможем. Возможно, именно поэтому Матерь Мира изображена с полузакрытым Ликом, что придаёт картине особую торжественность и особую значимость. Мы начинаем понимать, как мало мы ещё знаем, как много нам предстоит узнать и как много ещё не раскрытых тайн в Космосе... И, по мере нашего совершенствования, нам постепенно будет открываться познание дальних миров».
Н.Д. Спирина


«Восток посвящает Матери Мира следующие гимны.
"Владычица, я Тебя возвещаю как Великую Сотрудницу Космического Разума. Владычица, поверх всех сил космических, Ты несешь в себе то сокровенное зерно, которое придает жизнь сияющую. Владычица, утверждающая все явления Разума, Ты Дательница радости Космического творчества. Владычица край устремленный украсит творческим огнем. Владычица мысли и Водворяющая жизнь, Тебе являем сияние Нашего Луча. Матерь, Владыками чтимая, Мы несем в сердце Огонь Твоей Любви. В Твоем Сердце живет луч дающий. В Твоем Сердце зарождается жизнь, и Луч Мы Владычицы утвердим. Да, да, да! Так Космос живет на величии Двух Начал! Так Матерь Мира и Владыки строят жизнь, да, да, да! И в беспредельном устремлении Космический Магнит объединяет свои сокровенные части. Так Мы Владычицу чтим за всеми пределами». (Иерархия, 9)


Какая радость, что Ты есть! Какое это ликованье —
Познать величие Твоё, какому в мире нет названья;
Найти прибежище своё в Огне живительном Твоём
И в Сердце, полном состраданья!
Н. Спирина



Николай Константинович Рерих
Авторское название
Матерь Мира
1924
холст на картоне, темпера
98 ; 65.4 cm
1.0042
Подписи, надписи, пометки:
Монограмма в нижней части посередине и по правому краю, надпись слева внизу: HIMALAYA


Место нахождения произведения
Музей Николая Рериха
Провенанс


«Прекрасное предание говорит о наступившей эре Матери Мира».


(Н.К. Рерих. Священный дозор)


«На всем Востоке и на всем Западе живет образ Матери Мира, и глубокозначительные обращения посвящены этому высокому Облику. Великий Лик часто бывает закрытым, и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!»


(Н.К. Рерих. Твердыня пламенная)


«Язык Матери Мира одинаков для всех колыбелей... страница истинного Востока, посвященная Матери Мира: «Покрывшая лик свой. Соткавшая пряжу дальних миров. Посланница несказанного. Повелительница неуловленного. Дательница неповторенного! Твоим приказом океан замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят. Она, лик покрывшая, встанет на страже одна, в сиянии знаков. И никто не взойдет на вершину. Никто не увидит сияние двенадцатизначника ее мощи. Из спиралей света знак соткала сама в молчании. Она водительница идущих на подвиг. Четыре угла, знак утверждения, явлен ею напутствием решившимся... Приказ безмолвный, всепроникающий, неотменный, неделимый, неотвергаемый, ослепительный, щедрый, неописуемый, неповторяемый, неповрежденный, неизреченный, безвременный, неотложный, зажигающий, явленный в молнии».


(Н.К. Рерих. Алтай – Гималаи)


В основу произведения лег образ «Царицы Небесной над рекою жизни», сидящей на острове, подобном «Чистой Земле» в буддийской иконографии.





Другие статьи в литературном дневнике: