Эль Мюрид -...

Дон Боррзини: литературный дневник

Сегодня на вполне дежурном мероприятии съезда Единой России, который собирался с единственной целью - выразить единодушную поддержку своему единственному кандидату, кандидат произнес традиционную бессодержательную и бессмысленную речь.


"Есть суверенитет - есть Россия", - было пафосно заявлено кандидатом. Который отдал на опыты глобальным структурам миллионы граждан России буквально пару лет назад. Единственное, что он в этом случае мог бы произнести в оправдание, так это то, что "все побежали, и я побежал". Но он и оправдываться не стал, не царское это дело. Подопытных похоронили и забыли. Было ли это суверенным решением, когда всё национальное законодательство в вопросах охраны здоровья граждан и сама конституция страны были выброшено на помойку, а высшими директивами для страны стали решения какого-то ВОЗ?


Но проблема на самом деле в другом. Суверенитет нужен не сам по себе, а как один из инструментов продвижения своих проектов развития. Которые, конечно, будут встречать внешнее противодействие. Для того, в общем-то, и требуется возможность принимать самостоятельные, они же суверенные, решения.


Если проектов развития нет, то есть суверенитет или его нет - без разницы. Есть ли такой проект развития у кандидата? И если да, то почему он его прячет где-то в недрах своих бункеров?


Кроме того, суверенитет не может быть абсолютным, он всегда ограничен нормами и правилами. Соблюдение международного законодательства (нравится оно или нет - другой вопрос), международных договоренностей неизбежно ограничивает суверенитет. Вопрос в балансах и пределах. Его ограничивает и необходимость соблюдать права самих граждан страны. И здесь тоже есть неясный момент, который кандидат раскрывать не стал. Насколько можно игнорировать права человека в стране, чтобы она считала себя максимально суверенной? Отменить их полностью (неважно - формально или явочным порядком, как это делается сейчас)?


Означает ли лозунг кандидата, что он требует карт-бланш на нарушения международного законодательства и прав человека внутри страны так, как он посчитает нужным? И если да, то берет ли на себя Единая Россия ответственность за это вместе с кандидатом?


/////////////


В переводе на русский: 80 процентов европейского рынка утрачено. Кроме того, потеряны мощности по транспортировке общим объемом примерно в 80 млрд кубометров (три ветки Северных потоков) и под вопросом транзит через Украину, который сейчас составляет 15 млрд кубометров. Иначе говоря - физические возможности транспортировки газа в европейском направлении утрачены примерно на две трети, так что даже возвращение в Европу теперь мало что даст.


Европейский рынок был при этом высокомаржинальным, но главное - большая часть российской транспортной инфраструктуры, которая начала строиться еще Советским Союзом, ориентирована именно на Европу, а значит - просто "разворот на восток" потребует затрат, сравнимых с бюджетом всей страны. Что невозможно ни в короткой, ни в среднесрочной перспективе. При этом азиатские рынки гораздо менее ёмкие, а расчёты проблематичны в связи с неконвертируемыми статусами местных валют.


Стратегический просчет Газпрома, не оценившего перспектив технологии СПГ, привел к тому, что Россия никогда уже не сможет войти в число ведущих поставщиков сжиженного газа даже при очень благоприятных условиях, так как этот рынок уже сформирован, на нем определились три ведущих поставщика - Катар, Австралия и США, и "втиснуться" среди них на уже поделенную ими территорию будет предельно проблемтично. Но и условия неблагоприятны: санкции делают практически невозможным строительство инфраструктуры сжижения газа и его транспортировки.


Единственный сколь-либо внятный выход из сложившегося положения заключается в строительстве газохимической переработки, но и здесь решения должны приниматься комплексные, увязанные как с реиндустриализацией страны, так и с борьбой за внешние рынки сбыта продукции переработки. Учитывая же полную неспособность современного российского руководства к проектному управлению, такое решение выглядит крайне сомнительным как в плане его постановки, так тем более в плане реализации.


Режим фактически угробил последнюю сколь-либо живую отрасль экономики, и теперь мы наблюдаем ее конвульсии. Она очень большая, а потому умирать будет очень долго. Но с этими докторами у нее только один путь - под нож к паталогоанатому.


(АГЕНТСТВО НЕФТЕГАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:


Экспорт российского трубопроводного газа в страны ЕС будет находиться в диапазоне 23-25 млрд м3. Текущие объемы поставок находятся на уровне около 2 млрд м3 ежемесячно).


/////////////


По сути, это набросок некролога по газовой отрасли страны. Еще три-пять лет Газпром может тянуть на запасах, потом - на ресурсе устойчивости и на бюджетных вливаниях, но затем все равно встанет вопрос о его санации, так как вариантов всё равно уже нет даже сейчас.


Единственное, что можно будет сделать - это расчленить Газпром, выделив критически важную инфраструктуру и взяв ее под госконтроль, а остальное оставить на волю судьбы - что-то выплывет, что-то уже точно нет. Спасти всё будет, скорее всего, попросту невозможно.


Другого завершения пути и быть не могло. Назначенные высшие управленцы подбирались по критериям, которые к развитию Газпрома не имели ни малейшего отношения. Сам Газпром выполнял роль оружия, но криворукие политики, мнящие себя геостратегами, лопухнулись и здесь.


Итог налицо. Потеря рынков, крах всех проектов, утрата перспектив.


При этом Газпром существует не в безводушном пространстве, а в пространстве управленческих решений, характерных для любой отрасли и любой сферы управления страны. Мало того - он существует в пространстве наиболее благоприятных для себя решений. Так что на его примере можно составить представление, в каком состоянии находятся другие области и отрасли. В лучшем случае - в таком же. Но скорее всего - еще хуже.


(The Moscow Times:


Таможня отчиталась о крушении втрое газовых доходов России


Потеря европейского рынка газа, на который до войны уходило больше половины экспорта «Газпрома», ударила по газовым доходам экономики...)


////////////


А помнится всего-то в 2015/16 годах какой вой стоял в российских СМИ по поводу того, что Эрдоган покупает дешевую нефть у ИГИЛ. Причем это было чистейшей воды вранье, так как нефть с месторождений под контролем ИГ практически вся оставалась на подконтрольной ему территории, идя сразу же в местные "самовары". В реальности Турция торговала (и торгует) нефтью с Иракским Курдистаном, и все без исключения снимки "нефтяных колонн" ИГИЛ были в реальности курдскими. А когда одну такую колонну разбомбили, был сильный, хотя и непубличный, скандал с руководством Иракского Курдистана.


А сейчас подгон партнеру на 2 млрд долларов - и тишина. Нет команды - нет воплей.


(The Moscow Times:


Путин подарил Эрдогану до $2 млрд за счет дешевой нефти


За последний год Анкара превратилась в крупнейшего покупателя российских энергоресурсов в западном полушарии, так как большинство стран Европы прекратили импорт нефти и нефтепродуктов из РФ).



Другие статьи в литературном дневнике: