Мои личные последствия Болотной.

Рина Комарова: литературный дневник

До Болотной меня трудно было причислить к числу тех, кому не все равно на российскую политику и не только политику (скорее уж к тем, кто на красном тракторе и с пятаком прет из долбанной «рашки»).
Болотная изменила все.
Постепенно в моей голове зарождалось беспокойство: почему там было столько народу, что конкретно требовали все эти люди и каким образом все это касается меня самой лично?
Ведь я не могу сказать, что вышла на Болотную осознанно.
«Господи, прости им, ибо не знают, что творят» - произнес когда-то Иисус Христос о людях. Вот это вполне применимая ко мне формулировка: знаю, что надо бороться, а за что именно – нет. Конкретики нет – лично у меня, в моей голове.
Конечно, объяснения «болота», как водится, на поверхности – неустроенность жизни, отсутствие социальных гарантий, коррупция, бюрократия, партия «жуликов и воров» захватила власть, думские выборы - фальсификация…
Но до моего «короткого» толкания с народом на набережной все эти вопросы были от меня так далеки, что даже обобщенное знание российских проблем все равно не ковало из меня как человека того самого гражданина с айфоном и фейсбуком, за которыми, как говорят, горой как Навальный, так и Удальцов.


А, впрочем, я до сих пор мало что понимаю.
Не спасают ни ставшие в последнее время почти что вечными «кухонные» разговоры о политике, ни журнал «Афиша» с его «Что происходит?», напечатавший огромную статью про Навального, из которой я, как человек «новый», крайне смутно вынесла информацию о том, что же (и кого же) все-таки представляет из себя этот самый Навальный, ни «Огонек», «предсказавший» в президенты Путина (А вы сомневались? (с)) и посоветовавший на брошенных детей обращать внимания больше, чем на митинги и голодающего Удальцова, ни февральский «Сноб», превозносящий (уж как-то совсем красочно-картинно) Михаила Прохорова, но тоже мало что толком разъясняющий (например, про здоровье Удальцова написано больше, чем про его политические воззрения)…


В общем, спасет меня, наверное, Интернет.
Хотя, конечно, не факт. Никто не застрахован от ереси. Вон, Удальцов в самом начале своей политической карьеры, завороженный Анпиловым, вообще сталинистом был (и ему это еще не раз припомнят).
Куда бежать?
Крайне остро чувствую свою политическую и гражданскую неграмотность. Как сказала одна моя подруга: «Мы, не в пример «тупому» Западу, даже своей Конституции не знаем».
И правда, не знаем. Как и законов. Прав и обязанностей.
- Я за Путина! – кричит моя мама и смотрит на меня, проголосовавшей за олигарха, как на идейного врага русского народа.
- А почему? – спрашиваю я, делая пометку в ежедневнике таки купить брошюрку «Конституция РФ».
- Он страну держит!
- Чем?
- От Запада спасает.
- Как?
Все, дальше, естественно, разговор не продвигается (Раньше хотя бы отвечали «буржуев в сортире мочит».). Потому что моя мама, будучи шестидесятилетней женщиной с тяжелой судьбой, прожившей нелегкую жизнь, которая сменила перед ней ни одну и даже не две власти и политических режима, даже она голосует голословно, не удосужившись прочесть программу хотя бы все того же Путина.


Я спохватилась поздно. Но лучше поздно, чем никогда.
В итоге читаю. Читаю, читаю. Читаю и разговариваю с людьми сведущими и теми, кто хочет такими казаться.
Мне тоже хочется быть сведущей. Тоже хочется разговаривать на равных, знать свои права и обязанности, хотя бы не дословно, но цитировать нашу противоречивую и в целом несколько дебильную, но Конституцию, а так же многочисленные Кодексы.
Поэтому сейчас в моей голове каша из имен политиков, их программ, речей, салат из оппозиционеров, правозащитников, во главе которого, словно веточка петрушки красуется Навальный, а где-то рядом, из соседней миски торчит Удальцов. Где-то совсем глубоко засели Яшин и Мария Гайдар. Совсем винегретом свалились в кучу Собчак, Сапрыкин, Красильский, Акунин, Сурков… Я их пока еще всех так мало знаю. Можно сказать, вообще не знаю (Собчак не в счет, да). Но очень хочу.


В целом, что тут такого? Иметь гражданскую позицию так, чтобы она не имела тебя – это ответственно и умно. В конечном итоге это может во многом облегчить тебе и твоим близким жизнь в данной конкретной стране, за которую ты стоишь на Болотной. Если, конечно, не дай ты бог, как говорят наши деды, не война, и не массовые аресты, и не расцвет тоталитаризма… Ну, тогда уже совсем другой разговор.
А так… Фейсбук у меня есть, Твиттер тоже. Правда вот айфона нет и денег на него тоже нет – ни у меня, ни у родителей. А все почему? Потому что в нашей стране пенсия медсестры – мизерная, зарплата строителя – смешная (в пропорции к физическому труду и далеко неласковым условиям работы), а человек с двумя высшими образованиями не может найти работу по профессии, потому что «у него там знакомых не работает».
Так может и стоит за права и смену власти ратовать – ради айфона, ради тех самых родителей, ради работы, ради свободы воли, слова, утопичной, но все же демократии?


«Афиша» упрекала Навального в том, что, мол, у Болотной и прочих нет четкой позиции, а «Огонек» поддакивал, что, мол, да, «Требования людей, пришедших на оппозиционные митинги, пока не переведены на политический язык». Ну, что ж, я с ними во многом согласна – я же даже пока не понимаю, за кого того самого много поминаемого всуе Навального считать (ответ «националист» или же «национал-демократ» не принимаются, ибо ничего толком не разъясняют). Но я же дала себе слово, что я хочу и буду знать, поэтому я пошла «в народ» - к друзьям, так как толком больше не к кому.
И оказалось…
Нет, я вовсе не журналист, и тем более не политолог. Я вообще не умею изыскано писать, особенно о политике и экономике. Так что будем обходиться своими простыми «кухонными» понятиями.
Итак, чего же хотели те, кто вышел на Болотную?
Ну, помимо «честных выборов».
Поработать над ними и изменить позиции в следующих пунктах:
1. Коррупция;
2. судебная система;
2.1. свобода волеизъявления народа;
3. проблема здравоохранения (поликлиники и больницы; я так полагаю, что это очень близко к вопросу о коррупции и бюрократии);
4. система образования;
5. отделение церкви от политики (эту причину назвали немногие, но все же).


В основном люди негодуют по поводу оболванивания народа путинским режимом, а так же тем, что, держа людей за лохов, власть ничего никогда не объясняет – ни принимаемых решений и законов, ни тех или иных своих действий. В итоге мы живем «вслепую». И если поколение «от 50-ти и выше» это пока устраивает, то айфоны, ****атые шубы и «белые ленты» - нет.


Меня тоже не устраивает. Поэтому я надеюсь, что «болото» не стихнет (а ежели стихнет, то хотя бы с последствиями), что Удальцова опять посадят, потому что, как я понимаю, именно он с его голодовками - двигатель оппозиционного движения, что Навальный не слезет со своего мифического танка (главное, чтобы в него Ельцин не втрясся и тот к Белому дому не попер), а Собчак все так же продолжит лезть в «большую политику» на ТВ и доказывать, что не «Домом-2» единым жив наш народ. Хотя, судя по тому, что по вполне себе официальным данным, 4 марта у Путина и правда оказалось 45% голосов, в последнее заверение не очень верится. Ведь пока я не вижу доказательств того, что люди предпочитают хотя бы перед выборами изучить программы кандидатов в президенты, а не посмотреть очередную культуропонижающую программу на ТНТ.



Другие статьи в литературном дневнике: