Идиот, мудрый человек и кувшин

Пётр Шубин: литературный дневник

Идиот, мудрый человек и кувшин

Идиотом может быть назван обычный человек, который склонен
неверно истолковывать то, что случается с ним, что делает он сам
и что делается другими. Причем он дает этому столь правдоподобные
объяснения для себя и себе подобных, что мир, в котором он живет,
кажется логически завершенным и истинным.

Такому идиоту однажды вручили кувшин и послали за вином к одному
мудрому человеку. По дороге он из-за своей невнимательности
споткнулся о камень, упал и разбил кувшин.

Придя к мудрецу, он показал ему ручку от кувшина и сказал:
-- Такой-то человек послал вам этот кувшин, но злой и ужасный
камень украл у меня его в пути.

Эти слова весьма рассмешили мудрого человека, но, желая все-таки
проверить последовательность его мышления, он спросил:
-- Если кувшин украли, зачем же ты принес ручку от него?
-- Я не так глуп, как думают люди, -- ответил идиот, -- я принес
тебе ручку в доказательство моих слов.



Точка отсчёта

Байазид Бистами, суфийский Мастер, написал в своей автобиографии:
"Когда я был молод, основой всех моих молитв было желание
изменить мир. Я просил:
-- Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить мир!
Мне всё казалось неверным. Я был революционером, я хотел изменить
лицо Земли.
Когда я повзрослел, я стал молиться так:
-- Это, кажется, многовато; жизнь уходит из моих рук. Прошла
половина, а я еще не изменил ни одного человека. Поэтому,
позволь, о Господи, изменить мою семью!
А когда я состарился, я осознал, что даже семья -- это слишком
много. Ко мне пришла мудрость, и я понял, что если мне удастся
изменить самого себя, этого будет достаточно, более чем
достаточно. И я начал молиться так:
-- Господи, я все понял, и хочу изменить самого себя! Позволь мне
сделать это!
И тогда Бог ответил мне:
-- Теперь уже у тебя не осталось времени. С этого следовало
начинать. Ты должен был подумать об этом в самом начале."


АБСУРД И НЕВЕЖЕСТВО



То, что кажется абсурдом, но не является таковым, лучше, чем невежество человека, который считает это абсурдом.



СВЕТ



Истинно любящий находит свет лишь, когда, подобно свече, он становится собственным топливом, расходуя себя самого.



ХРИСТИАНЕ И МУСУЛЬМАНЕ



Христианин как-то перешел в мусульманство. И на следующий же день начал пить вино.
Мать, увидев сына пьяным, сказала:
-- Сын мой, что ты делаешь? Своим поведением ты отринул Иисуса, но также не смог порадовать и Мухаммада. Оставайся при своих убеждениях! Никто не может быть человеком и покло-няться идолам, хотя бы и придерживаясь другой веры.



ДЕРЕВО, НЕ ОСОЗНАЮЩЕЕ СВОЕ СОСТОЯНИЕ



Человек срубил дерево. Присутствовавший при этом суфий сказал:
-- Взгляни на эту свежую ветвь, полную сока, счастливую, ибо она не ведает о том, что срублена. Она может не знать об ущербе, нанесенном ей, -- но узнает в должное время. До тех пор бесполезно убеждать ее.
Эта отстраненность, это незнание -- и то, и другое являются состояниями человека.



СТРЕЛА



Когда стрелу пускают из лука, она может пойти прямо, а может и нет, в зависимости от действий лучника.
Как же странно тогда, что если стрела летит без отклонений, это приписывается искусности стрелка; но если она отклоняется от цели, то проклинают именно стрелу!



СУЛТАН МАХМУД И БОБЫ



Могущественный султан Махмуд из Газны однажды, охотясь, отбился от спутников. Он заметил дымок от костра и, подъехав к нему, увидел старуху с котелком.
Махмуд сказал:
-- У тебя сегодня в гостях сам государь. Что ты готовишь на своем костре?
Старуха сказала:
-- Это чечевичная похлебка.
Государь спросил:
-- Почтенная женщина, не дашь ли ты мне немного?
-- Не дам, -- ответила она, -- тут еды только на меня одну. Твое царство не стоит этих бобов. Ты можешь желать моих бобов, но я не хочу ничего из того, что ты имеешь. Мои бобы в сотню раз ценнее всего, чем ты владеешь. Подумай о своих врагах, которые посягают на твое имущество всеми возможными способами. Я же свободна и имею свои собственные бобы.
Могущественный Махмуд посмотрел на бесспорную хозяйку бобов, подумал о своих спорных владениях и заплакал.



НЕОСОЗНАЮЩИЕ



Вы ничего не знаете о себе самих здесь и в этом состоянии.
Вы подобны воску в медовых сотах: что знает он об огне или оплывании?
Когда он достигает ступени восковой свечи и когда испускает свет, тогда он знает.
Так же и вы узнаете, что, когда вы жили, вы были мертвы и только мнили себя живыми.



СУМАСШЕДШИЙ И БОРЕЦ



Подвыпивший сумасшедший прокричал вослед несшим гроб:
-- Кем был этот человек, попавший в когти смерти?
Те ответили:
-- Сумасшедший, это тело борца-чемпиона, молодца в расцвете сил.
Сумасшедший сказал:
-- Он умер, пораженный могучим противником, не ведая, что это с ним случится.



ДВА КОЛЬЦА



Человек одинаково сильно любил двух женщин. Они требовали, чтобы он сказал, которую из них он любит больше.
Человек попросил их немного подождать, пока он не объявит свое решение.
Затем он заказал два кольца, совершенно одинаковых.
Каждой из женщин по отдельности он дал одно кольцо.
Потом позвал их обеих и сказал:
-- Больше всего я люблю ту из вас, у которой есть мое кольцо.
И ЭТО ПРОЙДЕТ



Могущественный царь, правитель многих земель, достиг таких духовных высот, что мудрые люди были его рядовыми подручными. Все же как-то смущение овладело им, и он созвав мудрецов, сказал:
-- Я не ведаю причины, но что-то заставляет меня искать некое кольцо, которое помогло бы мне сохранить душевное спокойствие. Я должен получить такое кольцо. Оно должно быть таким, чтобы, когда я несчастлив, оно делало бы меня радостным. В то же время, если я счастлив и смотрю на него, я должен ощутить печаль.
Мудрецы посовещались между собой, затем погрузились в глубокое раздумье, и наконец пришли к решению, какое кольцо отвечало бы требованиям царя.
На кольце, которое они представили, была вырезана надпись:
"И ЭТО ПРОЙДЕТ"



ЦАРЬ, ПРЕДСКАЗАВШИЙ СВОЕ БУДУЩЕЕ



Некий царь, бывший также астрологом, прочел по звездам, что в определенный день и час на него обрушится несчастье.
Он построил жилище внутри монолитной скалы и выставил снаружи бесчисленную стражу.
Как-то, находясь в доме, он обнаружил, что туда все еще проникает дневной свет. Он отыскал отверстие и заделал его, чтобы помешать несчастью попасть в дом. Замуровав эту дверь, он собственными руками превратил себя в узника.
В результате царь умер.



ЭТО ПРОСТРАНСТВО



Рассказывают, что на стене с внутренней стороны арки в зале медитаций Аттара были нанесены слова:
"Сохраняется для Мудреца Тамтима".
Шейх Аттар поручил своим старшим ученикам наблюдать за поведением новичка при виде этой надписи.
Он предсказал, что все, кто поведет себя известным образом, сумеют развить свои мистические способности правильно и быстро; а все те, кто скажет или сделает другие определенные слова или действия, уйдут сами или же им придется отказать в обучении.
Он никогда не спрашивал учеников о том, как вел себя тот или иной новоприбывший. Но по прошествии многих лет они заметили, что всегда происходило так, как он предсказывал.
Однажды его спросили, зачем он оставил на стене эту надпись. Он сказал:
-- Чтобы показать лишенным тонкого восприятия, что внешне незначительные признаки определенных чувств способны обнаруживать внутренние способности (или их отсутствие) перед тем, кто знает, как провести испытание.






Другие статьи в литературном дневнике: