Вам нужно делать правильные вещи. Садхгуру

Пётр Шубин: литературный дневник

Почему, даже когда мы усердно работаем, наши желания не осуществляются? Просто тяжелая работа ничего не приносит в этот мир. Это самая большая проблема. С самого детства ваши родители говорили вам, когда вы учились, как вам нужно учиться? – упорно учиться. Когда вы работаете, как вам нужно работать? – много работать. Вы всё делаете через силу. Если вы все делаете слепо, через силу, ничего не произойдёт. Вы станете как рабочий скот, просто с трудом и тяжело работая. Никто не говорил вам, что вы должны учиться с удовольствием, никто не говорил вам, что нужно работать с любовью. Они говорили, что везде нужен тяжелый труд. Они сами сделали свою жизнь очень трудной, а теперь и вашу жизнь хотят сделать такой же трудной.



Почему нужно много работать? Для чего нужно так работать? Если это так, оставьте это. Если вы можете делать что-то с удовольствием, вы делаете, если не можете – не делаете. Не так ли? Если вы хотите, чтобы работа делала вас несчастным, какой тогда в ней смысл для вас или для ваших близких? Лучше уж просто сядьте у храма и просите подаяние. Кто-нибудь бросит вам 1-2 рупии. По крайней мере вы сможете на них с удовольствием поесть. Сядьте там в благости и живите на то, что вам будут подавать. Если вы собираетесь сделать свою жизнь тяжелой, я уверен, что вы сделаете ее такой же и для всех людей вокруг. Не так ли? Если вы собираетесь распространять в мире страдания, лучше уж вообще ничего не делать. Если вы собираетесь распространять радость, делайте это настолько, насколько возможно. Но сейчас вы упорно работаете. Только потому, что вы много работаете, желания не должны осуществляться, и они не осуществляются. Однажды они произойдут. Позвольте, расскажу вам шутку.



Старенький «Форд» Шанкара Пиллаи никак не заводился. Часто с таким сталкиваетесь? Нет? У всех, наверное, новые машины. Его старенький «Форд» не мог завестись. Тогда он зашёл в дом (у него дома был котёнок), взял котёнка, запряг его в машину и сказал: «Ну давай, давай, вперёд!» Люди посмотрели на него и сказали: «Ты с ума сошел? Маленький котёнок не утащит эту машину. Обычно для этого просят помочь бога. А ты что делаешь?» Шанкара Пиллаи сказал: «Да неужели! У меня есть кнут». Вы верите? Вы верите, что с трудом и упорством можно сделать всё и это заработает? Но это не заработает просто потому, что это трудно. Вам нужно делать правильные вещи, а не трудные, не так ли? Если вы не делаете то, что нужно, ничего и не получится. Успешные люди стали такими не потому, что тяжело работали. Они просто знают, какие действия нужно выполнять в своей работе, поэтому они стали успешными.



А как-то раз Шанкара Пиллаи упал в выгребную яму. Я хочу, чтобы вы представили. По горло в грязи. Просто представьте. Он отчаянно пытался выбраться, но не мог. Потом через некоторое время он начал кричать: «Пожар, пожар, пожар!» Соседи услышали крик, вызвали пожарных. Они приехали, осмотрели всё. Нет. А потом они нашли его в яме и вытащили его оттуда. Спросили, зачем он кричал «пожар»? – «А вы бы приехали, если бы я кричал «говно, говно»?» Вы должны делать правильные вещи, иначе они не сработают. Не нужно просто много работать. Нужно делать правильные вещи и тогда они сработают.


***



- Какую практику посоветуете тому, кто слишком серьезно ко всему относится?


Смертельно серьезно? Вы вчера упоминали об этом. Однажды жил в Басре один суфийский мастер. Вы слышали о Басре? Басра – это место в Ираке, известное своим жемчугом и бомбежками. Однажды этого мастера попросили: «Пожалуйста, позвольте стать вашим учеником». Он отказался. «Я не беру учеников». Все более важные и важные люди стали приходить к нему, прося, «Пожалуйста, научите нас!», но он отвечал: «Я не беру учеников». Из-за того, что он отказывался учить, он стал очень известен. Однажды к нему пришел знаменитый богослов, живший в той местности, знаток всех священных книг. «Вы должны взять учеников. Вы знаете что-то, чего не знает ни один богослов. Я начинаю понимать это. Поэтому вы должны учить, вы должны поделиться своим знанием». Тогда суфийский мастер посмотрел на него и сказал: «Я не беру тебя в ученики не потому, что я не хочу этого, но потому что ты этого не хочешь». Богослов ответил: «Почему вы говорите, что я этого не хочу? Я здесь и я прошу вас об этом. Я прошу вас об этом и вы говорите, что я не хочу?» - «Мое учение тебе придется не по вкусу». Богослов спросил: «Так в чем же учение?» - «Ты готов ему следовать?» - «Конечно, я сделаю все, что угодно». Тогда мастер принес грязный кусок ткани и дал его богослову. «Носи это как набедренную повязку. Сними всю свою красивую одежду и носи только эту ткань как набедренную повязку». Ученый посмотрел на эту грязную тряпку: «Что это такое?!» - «Это еще не все. Я дам тебе пустую банку. Носи ее на веревке вокруг шеи. Также я дам тебе мятных конфет. В таком виде ты пойдешь на рынок. Все мальчишки будут дразнить тебя и бросаться камнями. Каждому, кто бросит в тебя камень, улыбайся и давай конфету». Богослов воскликнул: «Но это же нелепо! Что обо мне подумают в городе, если я появлюсь в таком нелепом виде и буду заниматься такое ерундой?» - «Вот видишь, я же говорил, что тебе не понравится мое учение».



Вопрос в следующем: нужно ли вам учение, которое вам понравится, или такое, которое преобразит вас? Вот в чем вопрос. Вы говорите: «Я слишком серьезен». Тогда прежде всего вам нужно стать несерьезным, что невозможно. Единственный способ стать несерьезным – стать нелепым. Сможете? Сможете прямо сейчас встать и станцевать? Сделайте это. Нет, нужно станцевать по-индийски, индийский танец. Нет-нет, станцуйте по-индийски! Вот вы и стали немного несерьезными. Серьезными, но уже не смертельно. Просто расслабьтесь немного, смейтесь чуть больше, будьте с людьми вокруг вас. Делайте то, что вам кажется незначительным и занимайтесь очень важными делами. Делайте простые вещи. Очень важно делать простые вещи. Занимаясь очень важными вещами, вы становитесь очень серьезными.



Вы знаете Бертрана Рассела? – был такой англичанин. Бертран Рассел сказал: «Если вы начинаете считать, что ваша работа очень важна, вам нужно взять отпуск». Отпуск – это не обязательно поездка в Индию. Отпуск – это значит, что каждые 24 часа каждый день вам нужно брать отпуск, отдыхать от своей серьезности. Серьезность происходит из чувства собственной значимости. Вы считаете себя важным человеком. Я хочу, чтобы вы понимали, что вы – просто пылинка в этой Вселенной. Если завтра утром вы исчезнете, никто во всей Индии не вспомнит о вас, да и на другом конце земли тоже. Несколько человек будут скучать, но и они скоро вас забудут. Не правда ли? Пуффф – и вас нет. Ничего в мире не изменится. Жизнь будет идти своим ходом совершенно прекрасно и без вас. Каждый человек должен осознавать это в каждый момент своей жизни. Не имеет значение, что говорит о вас весь мир, не имеет значение, насколько важна ваша работа. Вы должны понимать, что кем бы вы ни были, завтра мир будет продолжать прекрасно жить и без вас. Неправда ли? Если вы будете постоянно напоминать себе об этом, у вас не будет причин быть серьезными, и уж точно не смертельно серьезными. Время смерти еще придет. Сейчас время быть живым.



Другие статьи в литературном дневнике: