Садхгуру Внутренняя инженерия. Путь к радости.

Пётр Шубин: литературный дневник

* * *
Большинство людей думают, что покой и радость – это цели духовной жизни. Неверно. Покой и радость – это основы благополучной жизни. Если вы хотите сегодня с наслаждением поужинать, вы должны быть спокойны и счастливы. Если вы хотите наслаждаться семьей, работой, миром, в котором вы живете, – вы должны быть спокойны и счастливы. Покой и радость – это не то, что обычно достигается в конце жизни. Это сама основа вашей жизни. Если вы считаете покой конечной целью, то будете только «покоиться с миром»!


Смысл слова «духовность» слишком часто подвергается искажениям. Не вступайте на духовный путь ради мира и покоя. Большинство людей настолько лишены покоя, что считают его конечной целью. Когда я был в Тель-Авиве несколько лет назад, мне сказали, что там самая высокая форма приветствия – «шалом». Я спросил, как это переводится. «Мир», – ответили мне. Я подумал: «Почему мир должен быть самым важным пожеланием, если только вы не на Ближнем Востоке?»


Если бы вы оказались одни на пустынном острове, десять дней ничего не ели и вдруг перед вами предстал Бог – в какой форме вы хотели бы его увидеть? В форме яркого сияния или куска хлеба? В Индии некоторые общины поклоняются еде как Богу, потому что они подолгу бывают лишены пищи. В Калифорнии «Бог есть любовь»! Все, чего вы лишены, выглядит как наивысший предмет почитания. Следует помнить, что ни один из этих объектов не удовлетворит вас на длительный срок. Человеческая жизнь стремится к неограниченному расширению, и это единственное, что сможет удовлетворить вас.


Духовный поиск – это не интеллектуальный выбор. Это не то, что можно стимулировать искусственно. Это естественное устремление. Но если вы не поддержите его сознательно, оно не принесет плодов. Когда спокойствие, блаженство и радость больше не требуют от вас усилий, вы естественным образом начинаете поиск, хотите познать природу жизни. Мистицизм на этой планете эволюционировал только в тех местах, где люди из природного любопытства изучали технику достижения экстаза. Только научившись покоиться в блаженстве, вы достигнете наивысшей восприимчивости и будете по-настоящему готовы исследовать все сферы жизни. В противном случае вы не отважитесь на это; ведь если вам трудно пребывать в радости, то ни на что другое вас уже не хватает.


Как-то раз в Луизиане восьмидесятилетний старик отправился на рыбалку. Когда он уже собирался возвращаться домой, в его сеть попала лягушка. Он хотел было выпустить ее в болото, но лягушка вдруг заговорила: «Поцелуй меня страстно, и я превращусь в красивую девушку».


Старик долго осматривал лягушку. Та в ожидании сложила губы для поцелуя. Но старик положил ее в сумку.


Лягушка закричала: «Разве ты не слышал? Только один поцелуй, и я превращусь в настоящую юную красотку!»


Старик сказал: «В моем возрасте я мало что могу сделать с юной красоткой. Зато у меня есть говорящая лягушка! Знаешь, сколько я на этом заработаю?»


Выбор, который вы делаете исходя из ограниченных возможностей, не решит жизненных проблем. При врожденной неспособности радоваться самые простые проблемы кажутся очень сложными. Быть умиротворенными и радостными – сейчас чуть ли не самая важная задача человеческого существования. В погоне за счастьем мы разрываем планету на куски.


Причина, по которой простые вещи, такие как покой, радость и любовь, стали казаться окончательной целью, заключается в том, что люди живут, не обращая внимания на жизненный процесс. Когда большинство людей говорят «жизнь», они подразумевают аксессуары жизни свою работу, семью, взаимоотношения, жилье, автомобили, одежду или богов, которым они молятся. Единственное, что они упускают, – это саму жизнь, сам жизненный процесс, основу жизни, которая является вами. Как только вы допускаете эту фундаментальную ошибку, отождествляясь с тем, что не есть вы, жизнь становится ненужной и безуспешной борьбой. Основы покоя и блаженства не связаны с внешними реалиями вашей жизни; они заключены в организации внутренней природы вашего существа.


Вы способны испытывать только то, что находится в пределах ваших ощущений. Но если вы раздвинете грани своих ощущений и расширите эту область, то сможете переживать всех как себя. Вы можете растянуть ее еще дальше и пережить целый космос так же, как сейчас переживаете собственное тело.


Когда я испытал это чувство включенности, я понял: быть любящим и сострадательным – это не просто идея. Жить в сопереживании – не эзотерический принцип. Это именно то, из чего человек состоит. Если вы не отождествляетесь с чем-либо, накопленным за определенный период времени, включая ваше тело и ум, вы сумеете испытать это.


Просветление – это не достижение. Это возвращение домой. Ваши органы чувств создают у вас впечатление, что вы переживаете явления внешние, находящиеся «снаружи», но вы никогда не испытывали что-либо внешнее. Когда вы осознаете, что весь ваш опыт исходит изнутри, это и будет возвращением домой, которое является просветлением.


Моя жизнь посвящена передаче методов, позволяющих людям испытать это принятие. Если нам действительно нужно находить решения, важные для всех, то человечество должно получить опыт абсолютного принятия. И это возможно.


Причина, по которой люди не становятся просветленными сами собой, естественным образом, состоит в том, что они разделили мир на добро и зло, Бога и дьявола, высокое и низкое, сакральное и обыденное, чистое и нечистое, рай и ад. Это параллельные прямые, которые никогда не пересекутся.


Если вы таким образом раздвоили все сущее внутри себя, уже невозможно достичь состояния стойкого благополучия и свободы. Вам сказали любить врага своего.


Но если вы сначала назовете кого-то врагом, а затем попытаетесь полюбить его или ее, это будет мучительно! Если для вас все творение разделено таким образом, невозможно прийти к состоянию абсолютной включенности. Проблема в том, что люди утратили фундаментальное различие: между внутренним и внешним, между самим образом бытия и способом взаимодействия с внешним миром.


Взаимодействовать можно по-разному, в зависимости от характера ситуации или отношений. Однако связи, и удаленные, и близкие, всегда регулируются законами или нормами.


Но когда дело доходит до нашей внутренней природы, существует только один принцип управления – безграничное единство. Наши физические и социальные миры управляются границами. Наш внутренний мир в границах не нуждается. Чтобы достичь экстаза безграничного единства, которое является нашим естественным состоянием, все, что нужно сделать, – это жить в соответствии с пониманием, что весь человеческий опыт возникает изнутри, с помощью внешних стимулов или без них. Вот и всё. Если вы внутренне полностью приняли такую позицию, ваши взаимодействия больше не повлекут обременительных последствий.


Что мы под этим имеем в виду? Люди часто говорят мне: «Вы йог, и вы можете так жить. Но как это возможно, чтобы в „реальном мире” наши взаимодействия обошлись без разногласий?» В ответ я напоминаю, что живу не в пещере. Я – лидер для многих людей. Я работаю во всем мире с более чем миллионом волонтеров. Это означает, что они, как правило, не обучены той работе, которую выполняют, и их невозможно уволить! Знаете ли вы, насколько сложно управлять такой ситуацией? Можно предположить, что в моей жизни должна быть масса обременительных дел! Но вы никогда не увидите меня огорченным или напряженным, потому что я никоим образом не порабощен тем, что происходит снаружи. Дело не во внешнем мире. Такая жизнь доступна каждому.


Если вы все же считаете, что кто-то «сверху» спасет вас и решит все ваши проблемы, просто помните, что вы живете на круглой планете и она вращается. Поэтому, когда вы смотрите вверх, вы, очевидно, смотрите не в том направлении! Что есть верх и что низ в этом обширном, постоянно расширяющемся космосе? Неизвестно. Нигде в космосе вы не найдете указателей со стрелочками: «Верх, не переворачивать»! Единственное реальное различие – это различие между «внутри» и «снаружи» (хотя для йога даже оно исчезло).


Тысячи лет назад в верховьях Гималаев появился йог. Он стал известен как Адийоги, первый йог. И именно он завещал науку о йоге семи ученикам, которые позже несли ее всем в мире. То, что он передал этим ученикам, было потрясающе полно проработанной системой самоанализа и самотрансформации, основанной на радикальном предположении, что человек может развиваться сознательно. В отличие от биологической эволюции, которая происходит без нашего сознательного участия, духовная эволюция может совершаться сознательно. Все, что нужно, как сказал Адийоги, – это захотеть.


Если бы мы сжали суть его мудрости до нескольких строк, они звучали бы именно так. Верх и низ, хорошее и плохое, священное и низменное – все это лишь допущения. Но «внутри и снаружи» – это одно из условий, в котором мы уверены; это контекст, с которым мы можем работать. Это самый значительный вклад Адийоги в развитие человечества; он выражен глубоко и сильно: «Единственный выход расположен внутри».


Как-то раз один человек пришел искать Центр йоги «Иша» на юге Индии. Он пришел в деревню и спросил местного мальчика: «Далеко ли отсюда Центр йоги „Иша“?»


Мальчик почесал голову и сказал: «Сорок километров».


Путник ужаснулся: «Что? Так далеко?»


Мальчик ответил: «Да, если идти в том направлении, которое выбрал ты. Но если ты повернешь назад, тебе останется всего шесть километров».


Если вы выходите вовне, вас ждет бесконечное путешествие. Если же вы обратитесь внутрь, путь займет лишь одно мгновение.


В это мгновение все поменяется. Вы больше не гонитесь за радостью: вся ваша жизнь становится выражением радости.


ВЫ ЕЩЕ НЕ ЗНАЕТЕ, КТО ВЫ.


Однажды я был на международной конференции, посвященной тому, как уменьшить бедность на планете. Там присутствовало несколько знаменитых специалистов по гражданской ответственности, в том числе лауреаты Нобелевской премии.


В какой-то момент один из участников заявил: «Почему мы пытаемся решить эти проблемы? Разве это не божья воля?»


И я сказал: «Да, если голодает или умирает чужой вам человек – это, конечно, божья воля. Но когда пуст ваш собственный желудок, а от голода умирает ваш собственный ребенок, вы будете искать выход сами, не так ли?»


Всякий раз, когда трудности возникают в нашей жизни, мы берем ее в свои руки. Всякий раз, когда несчастья происходят с другими людьми, мы объясняем это одним словом: судьба.


Какое удобное слово! Понятие «судьба» стало популярным козлом отпущения, способом примирения с неудачами, фаталистической отмазкой, которая позволяет сдаться и не сопротивляться неудобным ситуациям. Но поворот вовнутрь – это первый шаг от пассивности к действию, от состояния жертвы до почетного положения хозяина своей собственной судьбы.


Сегодня мы способны излечивать множество болезней, которые еще сто лет назад люди считали проявлением божьей воли. Мы просто взяли под контроль определенные ситуации. Примером может служить полиомиелит. Совсем недавно само название этого недуга вызывало ужас в сердцах многих людей. Когда я рос, я видел немало людей моего возраста, в школе и в моем районе, которые были поражены этим заболеванием и потому обречены провести всю жизнь в инвалидных колясках. Это было обычное зрелище, и мы все знали, что они никогда не смогут ходить. Их удел обычно рассматривался как проявление божьей воли или судьбы.


В начале ХХ века полиомиелит был самым страшным недугом в промышленно развитых странах; он необратимо парализовал тысячи детей. В 1950–1960-х годах эффективные вакцины помогли победить это заболевание. Когда он был признан серьезной проблемой в развивающихся странах, были внедрены программы иммунизации. В 1988 году полиомиелит всего за 12 месяцев поразил 350 000 детей во всем мире, а к 2013 году число заболевших сократилось до 416 человек. С 2012 года Индия больше не входит в список стран, эндемичных по полиомиелиту. Сочетание политической пропаганды, партнерских связей между государственным и частным секторами, эффективных вакцин по разумным ценам, участия общин и международных групп медицинских работников – все это доказало, что, несмотря на все препятствия, даже в такой обширной и сложной стране, как Индия, возможно искоренить эту болезнь.


Быть человеком означает уметь самостоятельно выстраивать ситуации своей жизни так, как вы хотите. Сегодня большинство людей в мире, напротив, являются жертвами ситуаций, в которых существуют. Причина в том, что их жизнь проходит в реагировании на среду и события. Неизбежен вопрос: «Почему я попал в такое положение? Разве это не моя судьба?» Судьбой мы называем все, за что не хотим нести ответственность и чему не можем найти логическое объяснение. Это утешительное слово, но оно лишает сил.


Чтобы самим формировать свои ситуации, прежде всего вы должны знать, кто вы. Суть в том, что вы еще не знаете, кто вы. Вы – не сумма накопленных вами титулов, дел и качеств. Все, что вы сейчас знаете как «я», есть просто накопление. Ваше тело – это просто накопление пищи. Ваш разум – это накопление впечатлений, собранных посредством органов чувств. То, что вы приобретаете, может быть вашим, но оно никогда не может быть вами.


Так кто же вы? Это вам предстоит пережить на опыте. Пока вы этого не осознаёте. Вы пытаетесь жить тем, что вам принадлежит, а не тем, кто вы на самом деле. Более того, вы даже не на сто процентов осознаете, что же вам принадлежит!


На протяжении многих лет вы приобретали определенные тенденции, в зависимости от получаемых впечатлений. Все это можно полностью преобразовать. Если вы выполняете внутреннюю работу, если практикуете определенные внутренние техники, то, какими бы ни были ваши тенденции, ваш прошлый опыт, генетика, среда, вы можете полностью переделать себя за короткий промежуток времени!


Все в этом существовании происходит естественно, в соответствии с определенным органическим законом. Если вы знаете природу жизни внутри себя, вы можете полностью управлять тем, как складывается эта жизнь, но в широких рамках, установленных законами природы. Что под этим подразумевается? Давайте посмотрим на конкретный пример. Будучи бескрылыми существами, мы все же за последние сто лет научились летать. Для этого нам не пришлось нарушать законы природы; напротив, мы летаем потому, что лучше их поняли. Техника, которую мы собираемся исследовать в этой книге, представляет собой небольшую часть гораздо более глубокой науки, которая в конечном итоге позволяет освоившему взять в свои руки сам процесс жизни и смерти.


Вы пишете свою судьбу бессознательно. Если вы управляете своим физическим телом, то пятнадцать-двадцать процентов вашей жизни и судьбы окажутся в ваших руках. Если управляете разумом, то до шестидесяти процентов жизни и судьбы будут в ваших руках. Если освоите жизненные энергии, сто процентов жизни и судьбы будут в ваших руках.


Даже сейчас вы выбираете свой путь в жизни, но совершенно этого не осознаёте. Но все, что вы делаете неосознанно, вы можете делать и осознанно. И это будет нечто совершенно иное. Вот в чем разница между неведением и просветлением.


Неприятности происходят с вами в виде гнева, страха, беспокойства и стресса, потому что ваши основные инструменты – тело, ум и жизненные энергии – действуют сами по себе. Если разум и тело существуют только для того, чтобы служить жизни внутри вас, почему же сейчас ваша жизнь порабощена разумом и телом? Разве это не полное искажение того, как все должно функционировать?


Если вы возьмете судьбу в свои руки, это не означает, что теперь все станет по-вашему. Внешние явления никогда не будут разворачиваться так, как хотелось бы вам, потому что на них влияет слишком много факторов. Если вы настаиваете, чтобы мир плясал под вашу дудку, – это путь завоевания, тирании, диктатуры.


Был такой случай. Шанкаран Пиллай (некий южноиндийский джентльмен, с которым вы познакомились во введении к этой книге и встретитесь еще несколько раз) отправился на вечеринку с приятелями. Он думал, что быстро что-нибудь выпьет и вернется домой в восемь часов. Так он и сделал. Он быстро что-то выпил, потом снова быстро что-то выпил и еще разок быстро что-то выпил. Ну и потом опять быстро что-то выпил. Когда он посмотрел на часы, они показывали половину третьего ночи. (Спиртное делает людей похожими на йогов – вневременными.) Шанкаран шагнул в сторону от барной стойки. Какой несправедливый мир! Человеку приходится ходить по круглой планете, которая еще и вращается! С большим мастерством и осторожностью Шанкаран удержал равновесие и начал путешествие в сторону дома.


Проходя через парк, он свалился в розовый куст. Прямехонько лицом в колючки. Не без труда поднявшись, он снова двинулся в путь. Добравшись наконец до дому, он попытался попасть ключом в замочную скважину. Но эти жалкие замки в наши дни стали до безобразия маленькими! На то, чтобы отпереть дверь, ушло еще двадцать минут.


Шанкаран поплелся в спальню. На его счастье, жена крепко спала. Он зашел в ванную и взглянул на себя в зеркало. Казалось, каждый розовый шип оставил на его лице свой живописный след. Шанкаран открыл шкаф для лекарств, достал пластырь и, как мог, заклеил им все царапины. Затем тихонько пополз в постель.


Утром он проснулся оттого, что жена выплеснула ему на голову ведро холодной воды.


«Что такое! – пробормотал он. – Сегодня же воскресенье!»


«Опять напился, балбес!» – воскликнула жена.


«Нет, дорогая, я же полгода назад обещал тебе не пить. С тех пор я ни капли…»


Но жена уже схватила его за рубашку и потащила в ванную со словами: «Тогда почему пластырь наклеен по всему зеркалу?»


Если с вами случаются боль, страдание или гнев – значит, пришло время заглянуть внутрь себя, а не вокруг. Для достижения благополучия единственное, что нужно исправить, – это вы. Когда вы больны, лекарство нужно вам. Когда вы голодны, питание нужно вам. Единственное, что следует изменить, – это вы, но на то, чтобы понять этот простой факт, у людей уходит целая жизнь!


Создавать свою судьбу не означает контролировать каждую ситуацию в мире. Создание своей судьбы – это постоянное стремление к своему благополучию и своей изначальной природе, независимо от содержания жизни вокруг вас. Это просто означает так изменить себя, что, какие бы события ни происходили, они не смогут вас раздавить – вы будете скользить на них, как сёрфер на волнах.


Духовный процесс заключается не в том, чтобы навязывать всему сущему свои идеи; необходимо изменить себя так, чтобы творение, Творец и каждый атом в этом мире уступили вам. Следуя своим симпатиям и антипатиям, вы чувствуете себя одинокими в этом огромном мире, всегда опасном, нестабильном, полном психологических трудностей. Но, как только мир уступит вам, он приведет вас в место благодати – где каждый камешек, скала, дерево и атом говорят на понятном вам языке. В каждое мгновение вокруг вас происходит миллион чудес: цветут цветы, поют птицы, жужжат пчелы, падает капля дождя или снежинка кружится в ясном вечернем воздухе. Волшебство – повсюду. Когда вы умеете жить, жизнь – не что иное, как ежедневное чудо.


* * *
Кем бы вы ни были, жизнь работает против вас, если вы поступаете неправильно. Возможно, вы считаете себя хорошим человеком, но если вы не поливаете свой сад – будет ли он цвести? Если желаете приятных результатов, вы должны совершать правильные действия. Наши понятия о добре и зле имеют гуманную природу и социальную обусловленность. Как нормы общественной жизни они очень хороши. Но существование мира не принимает их во внимание. Мир не подчиняется суждениям. Он относится одинаково ко всем нам.


Как-то зимним утром в Мичигане один старик отправился на подледную рыбалку. Было десять часов утра. Он просверлил небольшую дырку во льду и сел перед ней, поставив рядом пиво. Рыбная ловля – это не только азарт, но и игра на терпение. Рыбак это знал. Он закинул удочку. Пивные банки пустели одна за другой, а корзина для рыбы не наполнялась. День уже клонился к закату, пиво кончилось, а старик так ничего и не поймал.


Мимо проходил молодой парень с большим магнитофоном, из которого гремел хэви-метал. Он тоже просверлил лед неподалеку и сел, не выключая музыку.


Старик презрительно подумал: «Я сижу здесь с самого утра и ничего не поймал. А этот юнец явился под вечер, да еще со своей ужасной музыкой, и на что-то рассчитывает. Юность глупа!»


К его изумлению, не прошло и десяти минут, как парень вытащил на лед огромную форель. Старик воспринял это как досадную случайность. Но еще через десять минут юноша поймал еще одну форель.


Теперь старый рыбак больше не мог усидеть спокойно. Он повернулся к парню, чтобы что-то сказать, и, потрясенный, увидел, как тот вытаскивает еще и третью форель. Смирив гордость, старик подошел к парню и произнес: «Как же так! Я сижу здесь целый день, и моя корзина пуста. Ты только что пришел, и у тебя уже такой улов. В чем секрет?»


Парень ответил: «Ру-ра-ра-ра-ру-ра-рум».


Старик приложил ладонь к уху и переспросил: «Что?»


«Ру-ра-ра-ра-ру-ра-рум», – повторил тот, уменьшив звук магнитофона.


«Я ни слова не понимаю», – пожаловался пожилой рыбак.


Парень выплюнул то, что жевал, и сказал: «Червей нужно держать в тепле».


Если вы не будете делать правильные вещи, то с вами не произойдут правильные вещи. Принципы и философии имеют только социальные последствия. Настало время проснуться и увидеть себя как экзистенциальное существо, живое существо, а не психологический прецедент. Тогда ваша судьба будет вашей. Вашей на сто процентов.


Это не пустое обещание. Это гарантия.



Другие статьи в литературном дневнике: