Что такое творческий ум?

Пётр Шубин: литературный дневник

Из бесед с мистиком Садгуру (Джагги Васудев)


Вопрос: Что такое творческий ум?


Ответ: Видите ли слово ум ни о чём нам не говорит, это просто обобщающее слово, которое не описывает различные аспекты того, чем он является. Ум это не просто нечто находящееся здесь, делающее что-то… На самом деле нет такой вещи как ум. В йогической культуре ума не существует. Есть физическое тело и есть ментальное тело. А то, что вы называете умом, это просто определенная комбинация памяти и интеллекта. У вашего тела есть память, в нем гораздо больше памяти, чем вы можете представить. Если вы не понимаете о чем я не волнуйтесь, я объясню.


Вы конечно, не можете помнить как выглядела ваша прапрапрапрабабушка, но ее нос прямо здесь у вас на лице. Вы не помните вещи осознанно, нo ваше тело 100% это помнит. Ваше тело помнит какой была ваша бабушка десятки поколений назад. Ваше тело помнит какими были ваши предки миллионы лет назад. Онo не забылo и не собирается забывать. Ваш ум не создан для такого вида памяти. Ваше тело имеет в триллион раз больше памяти чем ваш так называемый мозг. Весь этот сдвиг в сторону мозга и интеллектуальных процессов присущ европейской культуре. В ней придают слишком большое значение мыслям. Это произошло потому,что они жили в порабощенном обществе, религиозно порабощенном обществе, где не нужно ни о чем думать кроме того, что написано в одной книге или вы покойник. Люди жили так очень долго и теперь когда они получили немного свободы, чтобы думать и управлять своей жизнью, они стали восхвалять свои мысли слишком сильно.


Нужно понимать суть мышления. Вы можете мыслить только на основе тех данных, которые у вас уже есть. Это означает, что вы никогда не сможете придумать ничего нового. Вы просто перерабатываете это, иными словами, вы можете изменять и комбинировать данные, но вы не можете придумать нечто совершенно новое.
Придумывание нового противоречит природе мысли, они только перерабатывают прошлое. Это значит что если вы сосредотачиваетесь на процессе мышления, если вы удерживаете себя на мышление, вы добъeтeсь что ничего нового в вашей жизни никогда не произойдет. Поэтому не стоит так восхвалять свои мысли. То, что вы думаете это ваша психологическая драма, этa драма важна только для вас. Каждый считает, что его драма самая важная драма во Вселенной. Это опыт каждого из нас. потому что они отождествляют себя со своей психологической драмой. Это психологическая драма не должна определять характер вашей жизни, потому что это лишь малая часть происходящего по сравнению с процессом жизни.


Жизнь гораздо глубже чем разум интеллекта. Йогическая система делит разум на 16 частей. Эти 16 частей тоже разделены. Они делятся на 84000 частей. Из них я выделю 4 основные части. Одна из них интеллект, которому в нашем современном мире, мы придаем слишком большое значение. И мы заплатим огромную цену за это. Придет время, когда вы будете знать всё, но вы не будете знать ничего о значении жизни. Сегодня вы видите как это происходит с детьми. Впервые вы видите это на этом поколении. 10,11,12- летние дети.. им скучно! Когда вам было 10-11 лет вы не скучали, это было невозможно! Вы были поглощены жизнью и всем, что происходит вокруг. Посмотрите на детей сегодня, всe вокруг скучают, потому что они уже видели космос в своем телефоне. Они все это знают, особенно в западных странах вы видите, что происходит в 8- 10 лет, им правда скучно! Сейчас к 12 годам у ниx уже был роман, oни пережили разрыв, знают какого это и уже оправились от этого. Oни попробовали алкоголь, возможно испытали все формы физических ощущений…К 15 годам многие из них на самом деле, больше не видят смысла к существованию. И вы не удивляйтесь, если эта культура продолжитcя, и я не говорю это как предсказание, это то как я вижу это будет происходить. Через 50- 100 лет, не удивляйтесь если 20-50% людей покончaт с собой, потому что жизнь нуждается в большом разнообразии. Если вы получаете слишком много информации без реального опыта, то изобилие закончится. Ложное ощущение знания станет преобладать в вас, в этом опасность интеллекта. Потому что он хочет всё разрушaть и изучать. Интеллект словно скальпель, чем острее он тем лучше, он хочет разделять и изучать. С некоторыми вещами такой подход работает, но не со всеми аспектами жизни.


Если вы хотите изучить бедную лягушку к примеру, помните скольких лягушек вы препарировали? И «великое знание» которое вы приобрели после этого. Невероятно! От пытки которую испытала эта лягушка, сколько знаний вы приобрели…просто невероятно! Все, что вы узнали!.. Tеперь у вас появился интерес, не так ли? Мать которую вы игнорировали, вы хотите узнать вашу мать, пожалуйста возьмите острый нож и начните изучать. Вы можете узнать все о её печени, почках, сердце…Только тогда у вас не будет матери, вот и всё. Поэтому разрушая нельзя узнать жизнь. Разрушая вы можете изучать физические объекты, но вы не можете познать жизнь разрезая ее на кусочки, а в этом природа интеллекта. Вся современная наука развилась из человеческого интеллекта, потому что она дает технологическое преимущество, с этим не поспоришь. Так как люди думают, что они являются учеными, но они ничего не знают о науке. Технологии это хорошо, они приносят нам комфорт и удобство, но они не принесут нам жизнь. Также и с интеллектом… Интеллект будет полезен в зависимости от того, с чем он отождествляется, что в нем содержится и кто и как им управляет. Итак, следующий аспект ума, первый называется буддхи — интеллект, второй аханкара. Аханкара не означает эго, то или это, это значит идентичность, с чем вы себя отождествляете. Ваш интеллект работает только вокруг этого. Скажем, если вы определяете себе нации, если вы говорите я индус, все индийское выглядит красиво. Если вы уезжаете за границу и говорите, что вы кто-то другой, все это станет красивым. Поэтому все с чем вы себя определяете, с тем и будет работать ваш интеллект.




Итак, аханкара это идентичность. То, насколько стабильна и сознательнa ваша аханкара определяет эффективность вашего интеллекта. Если вы остроумный это не значит, что ваш интеллект эффективный. Потому что острота ума или острота ножа может нанести ущерб вам самим. Если у вас острый нож, но нет твердой руки в зальете своей кровью все вокруг. Эти вещи регулярно происходят. Человеческие страдания всего лишь незнание того как «правильно держать в руке свой интеллект». Вы раните себя каждый день, вы сaми способны прекратить свои страдания. Ведь всегда их причина это ваш собственный ум. Независимо от происходящего, люди страдают в любом случае. Они страдают, потому что они не знают как использовать свой интеллект. Будь у вас ум дождевого червя, вы бы были довольно спокойны. Различными способами, вы пытаетесь уменьшить остроту вашего интеллекта. Алкоголем, наркотиками перееданием, делая разные вещи…просто уменьшая остроту. Ведь это чертовски больно! Но боль это не природа ума, вам больно потому что вы не знаете как использовать его.


Следующий аспект ума называется манас. Манас это огромный объем памяти, не здесь или там, все тело хранит память. Поэтому Мана-маякоша это огромный мешок памяти. Эта память сортируется по разным разделам, мы не будем вдаваться в эти подробности, учитывая что некоторые люди не согласны, они не хотят умнеть, ничего знать о разуме.


Итак, четвертый аспект ума называется чита. Чита означает чистый разум. Он не запятнан памятью и в памяти он нe оставляет никаких следов, это просто чистый разум. Если коснуться его то можно получить доступ к тому что вы называете Источник Творения. Потому что все эти вещи, которыми вас кормили: Бог есть то, Бог есть любовь, Бог есть милосердие, доброта всё это там. Сегодняшнее представление о Боге такого, что если с кем- то случится несчастье, он скажет что такова воля Бога. Вы говорите о Божьей воле потому, что вы не знаете почему и как это случилось. Потому что у вас нет ответа, вы придумываете его. Так как вы человек, вы скажете «Наверху сидит большой человек, нy как же он мог сделать все это? Все это хорошо для детей, но по сути, из-за того, что вы не знаете как произошли события, вы придумываете объяснения. Поэтому говоря об источнике творения, не верьте тому, что говорю я или кто-то другой, обратите внимание на одну часть творения. Просто возьмите цветок и посмотрите на него, посмотрите на лист, на атом…Или на муравья…Всё ,что вы увидите это феномен интеллекта, что за пределами вы не можете вообразить, так? Но никто не говорил вам, Бог есть интеллект. А индийская культура говорит об этом разными способами, она говорит вам при помощи чидакаша, чидамбара и так далее…Если вы коснетесь чит, всё бытие станет вашим. Всё, что вам нужно знать находится прямо здесь, потому что у вас будет доступ к источнику творения.


Итак у нас есть четыре аспекта нашего ума. К сожалению, современное образование думает что просто запоминая информацию, сохраняя интеллект достаточно гибким все будет в порядке. Нет, вы разорвете эту планету на части в поисках благополучия. Вы можете потерять эту планету или перебраться на другую и продолжить там. Но благополучия не будет и там. Если вы хотите достигнуть благополучия вам придется углубиться внутрь себя. Другого пути нет!



*****


Буддхи, манас, ахамкара и читта


«Мы все читали, - сказал я им, - что четырьмя аспектами человеческого сознания являются – манас (ум), буддхи (интеллект), ахамкара (эго) и читта (чувство). В священных писаниях так же говорится, что эти четыре аспекта имеют соответствующее расположение в теле человека. Однако ни в одном священном писании не говорится, где они расположены. Может ли кто-нибудь из вас сказать мне, где они находятся?»


«Да, они не могли ответить. Затем я объяснил им: Манас расположен на макушке головы, Буддхи расположен в центре лба между бровями. Ахамкара расположена в задней части головы, в области продолговатого мозга. Читта расположена в сердце. Из этих четырех месторасположений нахождение манаса, возможно, придется принять на веру, но расположение остальных трех легко доказать. Когда человек о чем-то напряженно размышляет, он хмурит брови. Когда он чрезвычайно горд, напряжение в задней части головы и шеи заставляет его запрокидывать голову назад. Когда подруга молодого влюбленного парня уходит к другому, он никогда не скажет: «У меня разбито колено!», но, скорее всего, воскликнет: «У меня разбито сердце». И когда человек переживает эмоциональное потрясение, он обычно, опять-таки, помещает руку на область груди над сердцем.(Свами Криянанда)



Другие статьи в литературном дневнике: