Всемирная литература.

Иван Азаров: литературный дневник

«Некто пишет повесть и видит, что она развивается вопреки его намерениям, что действующие лица ведут себя не так, как он задумал, что происходят непредвиденные события и наступает развязка, которую он тщетно пытается предотвратить. Это может предвещать его собственную судьбу, ибо в числе своих персонажей он вывел также и самого себя.»
Если привести эти строки сегодня, не называя автора, то может сложиться впечатление, будто мы цитируем кого-нибудь из столпов постмодернизма, настолько тут лаконично и верно здесь выражена главная мысль течения о самоценности текста и его в некотором смысле самостоятельности. Вспомним, что похожими шутка забавлялся Борхес в своих миниатюрах, над этим размышлял и Итало Кальвино. Хотя бы в том же «Если однажды зимней ночью путник…» Этой же проблеме посвящена «Археология гуманитарных наук» Мишеля Фуко. Между тем, как приведённый отрывок – одна из идей Натаниэля Готорна, которые собраны в «Американских записных книжках». Этот отрывок относится к 1835-1837 годам.
В этом нет, конечно, никакого откровения, так как мы помним канонический пример постмодернистских идей и в у Сервантеса, когда он в шутку причислял авторство романа другим людям, или у Шекспира. В последнем случае же это было, скорее, следствием дуализма жизнь-театр и потребностью глубже представить сознание актёров. Именно ему принадлежат строки о том, что весь мир театр, а люди в нём актёры.



Другие статьи в литературном дневнике: