Актуальные мелодии...

Иван Азаров: литературный дневник

Практически установленным и общепринятым является тот факт, что основателями, краеугольным камнем новой волны прогрессива, прогрессив-металла являются 3 группы: Queensryche, Fates Warning и, конечно, Dream Theater иногда знатоки причисляют к ним техно-треш вроде Mekong Delta? Но это на любителя. Для широких масс первые две группы не всегда известны, но про Dream Theater слышали даже малолетние любители альтернативы… В последние время многие обвиняли их творческом застое, другие вменяли им в вину опасные и неоправданные крены в стиле. Все претензии были связаны с последними двумя альбомами: «Train of thought» и «Octopus». 1-ый был выдержан в стиле близком к трешу, 2-ой был возвращением ко славным временам «Six degrees of inner turbulence». При этом надо понимать, что творящие на стыке стилей театралы попали в несколько странную ситуацию, став кумиром для младшего поколения прогрессивных музыкантов. Threshold дышат им в спину, почти равновеликие театралам Pain of Salvation идут параллельным курсом. Молодые и экспрессивные Mars Volta заняли нишу ближе к популярной, альтернативной музыке. Неоклассические просторы оккупировали Symphony X… Что в таком случае остаётся делать этим титанам духа, чтобы оставаться оригинальными и не смешиваться с толпой? Речь, конечно, идёт о новом альбоме Dream Theater, который называется «Systematic Chaos». Для обычной группы он стал бы очень сильным и разнообразным альбомом… Лиричная и нежная клавишными проигрышами «Forsaken». И агрессивная, динамичная с низким вокалом «Constant motion». Практически ню металлические припевы, с обильным дисторшном для гитар. Кроме того, понравился проигрыш посередине песни, где электронные сэмплы и обработанный голос складывались в причудливую мелодию. Удивительно, но окончание песни сделано в слегка восточном духе… Гитарное соло и впечатляющее, сумасшедшее соло Рудесса. Майк Портной и басист коллектива (не знаю, как правильно писать его фамилию) отменно постарались на «The dark eternal night» с предельно обработанным вначале голосом. Вообще, мне очень понравился голос Ля Бри на этом альбоме, на него можно делать упор, как на основной элемент музыки. Он перестал быть слишком визгливым, но сохранил вариативность и необходимую нежность. Фирменная театральная (не в переносном смысле этого слова) продолжает упомянутую песню. Интересны переходы с низко настроенной гитары на клавишные соло и джазовые импровизации с этим скачущим в припрыжку ритмом.
«Repentance» - медленная, неметаллическая, практически акустическая песня, с усталым голосом…
«Prophets of War» - медленное, волнующее начало, с синтезатором и практически дискотечное продолжение с пронзительным вокалом Ля Бри, но затем отменные риффы, роковАя мелодия. Затем некий возврат и вставление электронного ритма, чем-то неуловимо напоминает Amorphis и хочется в Карелию…
«The ministry of lost Souls» - симфоническое, яркое вступление, акустическая вставка, раскатистое продолжение с оркестровыми элементами. Всё однако выдержано в среднем темпе…Под конец скоростная дуэль Петруччи и Рудесса. Особенно приятно и необычно, когда инструменты звучат в сходных диапазонах и вся разница состоит в тембре. Всё-таки у Korg’а с его физическим моделированием звуков очень оригинальное звукоизвлечние, несколько надтреснутый и стеклянистый, карябающий слух звучание. Певучее гитарное окончание…
16-минутная, эпическая «In the presence of Enemies Part 2» достаточно стилистически неоднородная. Вкрадчивое медленное, амбиентное начало, плавно вступают гитары, мягкий рокот бас гитары. Затем вырисовывается основной клавишный мотив, его глушит мрачноватый вокал Ля Бри под басовые риффы, наконец полноценная со стандартным инструментальным спектром мелодия. Голос становится ниже, налёт восточного звучания. Но и этот налёт ориентальности моментально пропадает… Проходит несколько циклов со сменами стиля и характера игры. С 10-ой минуты наступает время соло… Музыканты виртуозно меняют темпы и размеры, клавишник моментально берёт мелодическую эстафету у гитариста и наоборот. Это пиршество духа, это разгул эстетизма и нарциссизма в любовании уровнем своего мастерства. Театралы исподволь начинают напоминать механических монстров из Meshuggah, настолько у них всё слажено и чётко, словно это исходная функция человеческого организма играть музыку!
Немаловажное событие в мире музыки новый альбом Джо Линн Тёрнера «Second Hand Life». Что из современных творений бывшего вокалиста Rainbow и Deep Purple приближается к этому альбому по качеству. Наверное, работы с Гленном Хьюзом в составе Hughes-Turner project и работа Тёрнера с Николо Котцевым «Guilty as sin», причём меня до глубины души тогда растрогала именно одноимённая песня в конце альбома. После того, как мне вспоминается был один или несколько сольников, работа в сторонних проектах, но ничего, чтобы понравилось. Под чем Джо мог с гордостью поставить своё имя. И вот этот альбом вышел! В то время, как взгляды любителей хард-рока несколько отвернулись от него в сторону например его старшего и более успешного брата Хьюза, который записывает альбомы с Томми Йомми и ребятами из Red Hot Chili Peppers. Однако «Second Hand Life» получился посильнее того же Music for divine, с популярным нынче фанком…
Начинается альбом достаточно невзрачно, даже титульная песня альбома мне не показалась особенно яркой. Запомнилась баллада «In your eyes». Приятное ненавязчивое звучание с тревожащим иногда душу голосом Тёрнера…
«Blood Red Sky» начинается с нескольких риффов подвешенных в воздухе, затем статичное импровизационное соло. И пошло-поехало в духе восточных мелодий под крепкий хард-роковый напор. Однако голос не форсирован и прохладно-мелодичен. Размышляющий мотив и протяжный припев. Чувствуется, Тёрнер серьезно вырос и ему есть чем серьёзно удивить нас помимо энтузиазма, как во время командировки в Deep Purple. Тут он хозяин положения и делает как ему самому покажется нужным. Песня сопоставима по уровню с теми же «Perfect Strangers»!
Интересна пронзительная «Stroke of the midnight»…
Очень бодро начиналась «Over the top», этакими пружинящими и грохочущими риффами. Практически в блюзовой манере сам с собой разговаривает Тёрнер, и затем очень ладные куплеты. Как бы ничего особенного, но я люблю когда голос наждачной бумагой полирует наш слух, когда вокалист не щадит себя и при этом не лишён чувства собственного достоинства!
Стандартная и очень проникновенная с циклическим повторением риффа «Cruel». В середине, когда Тёрнер прекращает о чём-то умолять незримого собеседника в дело вступает гитара со звуками, похожими на плач чаек.
«Sweet obsession» - тут голос Тёрнера заблистал новыми красками, проявился с новой силой и чистой. Среднетемповый боевик, где всё на месте и по законам жанра.



Другие статьи в литературном дневнике: