Всемирная литература...

Иван Азаров: литературный дневник

Читая "Плаванье" Бодлера, я обратил внимание на один очень интересный и яркий отрывок. В нём французский поэт со свойственной ему страстностью выступает против организованных религий, сложившегося косного мироустройства. Его сила – сравнение, он не пытается рационально обосновывать своё отношение к чему бы то ни было, да ему это и не нужно, ведь любой рациональный довод может быть опровергнут борзописцем или демагогом из толпы, приводящим свои вроде бы логичные рассуждения. Его сила во владении словом, в том, чтобы подобрать нужные яркие эпитеты. Такие стихотворения, как плеть для непокорного, силой заставляют умолкнуть. Хотя стихотворение достаточно типичное для Бодлера с его любовью к точкам высшего накала человеческих страстей, что потом, видимо, по-своему воспринял Достоевский, оно находится на грани с неоромантизмом и мрачной поэтикой Эдгара По и маркиза де Сада. А обличающие богоборческие мотивы, вызывают в памяти философские труды, жившего немного позже Ницше.


«О, детские мозги!
Но чтобы не забыть итога наших странствий:
От пальмовой лозы до ледяного мха -
Везде — везде — везде — на всем земном пространстве


Мы видели все ту ж комедию греха:
<…>


Мучителя в цветах и мученика в ранах,
Обжорство на крови и пляску на костях,
Безропотностью толп разнузданных тиранов, -
Владык, несущих страх, рабов, метущих прах.
С десяток или два — единственных религий,
Всех сплошь ведущих в рай — и сплошь вводящих в грех!


Подвижничество, так носящее вериги,
Как сибаритство — шелк и сладострастье — мех.
Болтливый род людской, двухдневными делами
Кичащийся. Борец, осиленный в борьбе,
Бросающий Творцу сквозь преисподни пламя: -
Мой равный! Мой Господь! Проклятие тебе! -


И несколько умов, любовников Безумья,
Решивших сократить докучной жизни день
И в опия моря нырнувших без раздумья, -
Вот Матери-Земли извечный бюллетень!»




Другие статьи в литературном дневнике: